Индекс деловой среды в феврале 2015 года

В феврале 2015 года прошёл очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Сводный Индекс смог отыграть свои позиции – он вырос на 3,9 пунктов до значения 38 пунктов благодаря росту таких составным компонентам, как Индекс личной оценки делового климата, Индекс финансовых рынков, Индекс социальной и инвестиционной активности, Индекс B2G и Индекс B2B.

В феврале зафиксирован отскок от самого низкого значения за все годы исследования, которое было получено в январе, – от 9,5 пунктов; показатель смог прибавить 13,6 пунктов. Более чем в два раза стало меньше респондентов, указавших, что ситуация существенно ухудшилась, 35,8% компаний заявили о некотором ухудшении (-7,7% по сравнению с январём), и почти половина респондентов указала, что состояние делового климата осталось неизменным. За счёт этого перераспределения оценок Индекс смог подняться до значения 23,1 пунктов.

В феврале значение Индекса финансовых рынков выросло по сравнению с январём на 5,6 пунктов, достигнув значения 29 пунктов. При этом индикатор «финансовое положение компаний» снизился в феврале на 2,9 пунктов. Относительно фондовых рынков респонденты высказались лучше, чем относительно валютных: в первом случае показатель увеличился на 10,1 пунктов и стал равен 34,6 пунктов, а во втором – он вырос на 9,5 пунктов до значения 25 пунктов. Респонденты примерно в полтора раза чаще, чем в январе, давали ответ «ситуация не изменилась», именно благодаря росту доли таких ответов произошло изменение индикаторов в большую сторону.

Индекс социальной и инвестиционной активности составил в феврале 52,7 пунктов. Согласно данным, Индекс продемонстрировал следующую динамику:

  • инвестиционные проекты, согласно опросу, осуществляли в феврале 43,6% компаний, их стало меньше на 3,6% по сравнению с январём.
  • в феврале на 12,7% выросла доля тех компаний, которые вели наём работников. 59% всех компаний, принявших участие в опросе, нанимали сотрудников, тогда как в январе их было только 46,3%.
  • доля организаций, увольнявших персонал, снизилась на 7,7% до значения 15,4%.
  • к мерам по сокращению рабочего времени для оптимизации своих издержек прибегали в феврале только 16,7% компаний, что меньше январского значения на 10,2%.
  • доля организаций, в которых действуют социальные программы для работников, сократилась в феврале на 5,3%. Только в 57,7% компаниях-участницах опроса приняты социальные программы для сотрудников. Доля компаний, осуществляющих иные социальные программы, уменьшилась на 1,3%.

Индекс B2G etc смог отыграть 3 пункта после достижения в первом месяце года минимального значения, в феврале он составил 38,5 пунктов. Два показателя – «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» и «взаимоотношения с иностранными партнёрами» – показали рост: первый на 6,1 пунктов, второй – на 5,1 пунктов. При этом индикатор «взаимоотношения с банками и финансовыми институтами» по-прежнему находится в критической зоне оценки со значением 26 пунктов. Индикатор «взаимоотношения с органами государственной власти» в феврале потерял 2,9 пунктов, его значение составило 46,8 пунктов.

Индекс B2B в феврале вырос на 2,3 пунктов до 43,6 пунктов. Компании почувствовали на себе некоторое уменьшение количества новых заказов, показатель снизился до 42 пунктов. Напомним, что индикатор «новые заказы» на продукцию/услуги компаний ни разу не покидал положительной зоны оценки до марта 2014 года.
Относительно ситуации с обязательствами контрагентов перед компаниями и самих компаний перед контрагентами оценки респонденты высказались с оптимизмом: в феврале рост индикаторов на 5,5 и 5 пунктов. В итоге их значения составили 36,5 и 47,1 пунктов.
Индикатор «сроки выполнения существующих заказов» увеличился на 0,8 пунктов до 48,7 пунктов.

Индекс логистики и Индекс рынка производимой продукции претерпели падение.

Индекс логистики снизился на 1,5 пунктов, он составил 41,2 пунктов против 42,7 пунктов в январе. Это произошло за счёт резкого снижение показателя «уровень складских запасов» – он потерял 8,7 пунктов. В то же время ситуация со средним временем доставки заказов, напротив, немного улучшилась: показатель прибавил 1,8 пунктов. Согласно ответам участников опроса, общее состояние логистики стало лучше, чем в январе, - индикатор вырос на 2,6 пунктов.

Индекс рынка производимой продукции в феврале потерял 0,9 пунктов и стал равен 37,9 пунктам. В феврале респонденты указали, что спрос на продукцию / услуги компаний снизился: показатель потерял 1,2 пунктов. Напротив, спрос в отрасли несколько вырос – с 32,6 пунктов до 34,3 пунктов.

Уровень конкуренции показал падение: в феврале индикатор уменьшился до 56,4 пунктов, тогда как в январе он составлял 61,3 пунктов. В феврале ситуация с ценами закупки изменилась в лучшую сторону: на 10% стало меньше участников опроса, отметивших, что в феврале они выросли. Индикатор «цены закупки» за счёт этого снижения прибавил 6,9 пунктов. В случае показателя «цены продаж» произошло следующее перераспределение: по мнению более половины компаний, цены продаж остались на прежнем уровне, одновременно с этим снизилась доля респондентов, указавших, что цены продаж выросли. Соответственно, индикатор «цены продаж» снизился на 4,9 пунктов.

Индекс деловой среды РСПП
Показатели

 Декабрь

 Январь

 Февраль

Индекс рынка производимой продукции

37,1

38,8

37,9

Индекс логистики и инфраструктуры

46,1

42,7

41,2

Индекс B2B

44,7

41,3

43,6

Индекс B2G etc.

41,7

35,5

38,5

Индекс финансовых рынков

22,8

23,4

29

Индекс личной оценки делового климата

16,2

9,5

23,1

Индекс инвестиционной и социальной активности

45,2

47,4

52,7

Индекс деловой среды РСПП

36

34,1

38