Результаты анкетирования «Антикризисный мониторинг - июнь 2016 года»

По-прежнему, наиболее острыми последствиями кризиса для компаний остаются неплатежи со стороны контрагентов и недостаток оборотных средств. Эти варианты отметили, соответственно, 44,4% и 43,4% респондентов. Более трети участников опроса указали, что главное последствие кризиса – снижение спроса на продукцию / услуги компаний. Доля выросла за месяц на 14,7%. Валютная нестабильность / снижение курса рубля оказали негативное влияние в июне на четверть организаций. По сравнению с маем, доля этого варианта снизилась сразу на 14%. Недоступность заёмных ресурсов как последствие кризиса беспокоит 18,2% компаний. Ситуация не изменилась. Главным последствием кризиса стало сокращение инвестиционных программ в компании или перенос на более поздний срок, согласно ответам 16,2% респондентов. Доля прибавила за месяц 1,9%, что укладывается в интервал погрешности. Вариант «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» также набрал в мае 16,2%. Объёмы производства пришлось сократить в июне 16,2% компаний, именно это стало для них главным последствием кризиса. Доля выросла на 5,5%.

Как и в мае, рост фискальной нагрузки из-за кризиса ощутила на себе десятая часть организаций. Доля ответа «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей» прибавила сразу 6,3% и стала равна 8,1%. С невозможностью оснастить компанию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись 7,3% компаний, доля этого варианта сократилась в два раза.

image001.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

88% организаций, принявших участие в опросе, намерены в текущих кризисных условиях сокращать расходы. Доля осталась на прежнем уровне – в мае этот вариант отметили 85,5% компаний. 48% респондентов ответили, что планируют реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. За месяц доля почти не изменилась. Начать требовать аванс собираются 27% компаний. В мае их было примерно столько же – 29,1%, однако находился на четвёртом месте по популярности, в июне он поднялся на одну строчку выше. В то же время отказаться от авансирования поставщиков намерена, как и в мае, пятая часть респондентов.

Вариант «мы будем повышать цены на продукцию / услуги компании» выбрали 24% участников опроса. Доля за месяц не изменилась. О возможном снижении цен заявили в июне 8% компаний. Прибегнуть к интенсификации (увеличению выпуска продукции без расширения производства) собираются 23% организаций (доля упала за месяц почти на 10%). По сравнению с маем, на 10,3% стало больше компаний, готовых переориентировать предприятие на выпуск иной продукции – их доля достигла значения 23%. Менее четверти всех компаний – 22% – намерены сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ. Вариант «будем сокращать объёмы инвестиционных программ» набрал 16% (+3,3% к значению прошлого месяца). Продать непрофильные активы хотят 18% организаций, доля выросла на 5,3%. Сократить производство или оказание услуг планируют только 5% компаний, доля снизилась на 4,1%.

5% респондентов указали вариант «в кризис компания будет оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов», в апреле их доля была выше на 2,3%.

image002.png

 *Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%;

Как и в прошлые месяцы, сокращение расходов будет происходить в первую очередь за счёт снижения бюджета на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.) – 61,9% респондентов отметили этот вариант. 54,8% компаний намерены перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие (+14% к значению прошлого месяца). В 51,2% организаций, собирающихся секвестировать расходы, запланировано сокращение расходов на персонал. Доля выросла на 6,3%.

Доля организаций, планирующих сократить расходы на благотворительные социальные программы, составила 31%.

image003.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

Более половины всех компаний (58,1%), собирающихся снизить расходы на персонал, откажутся от найма новых работников.    51,2% организаций планируют перевести сотрудников на работу на условиях неполного рабочего времени или отправить работников  в отпуска без сохранения заработной платы. Доля выросла за месяц на 12,1%. Увольнять сотрудников намерены 39,5% компаний, доля прибавила в июне сразу 17,8%. Сократить заработную плату работников в планах у 23,3% компаний (-11,5% по сравнению с маем). Такое же число организаций хотят снизить «размер» социального пакета.

image004.png

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

В феврале мы добавили в анкету вопрос: участвуют ли компании в реализации дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда региона.

В июне 30% участников опроса ответили, что их компании ведут опережающее обучение сотрудников, доля прибавила за месяц 10,4%. 23,6% организаций организуют временную занятость работников, таких компаний стало больше также на 12,9%. Пятая часть респондентов отметила вариант «стажировка сотрудников» (доля снизилась на 10%).

54,5% участников опроса пропустили данный вопрос.

Социальные программы в компаниях включают в себя в 77,9% случаев оплату путёвок (санаторно-курортное лечение, детский отдых). Три четверти организаций осуществляют дополнительные социальные выплаты, не предусмотренные законодательством. Добровольное медицинское страхование действует в 47,1% компаний, а в 20,6% – дополнительное пенсионное страхование. 22,1% респондентов, указавших, что в их компаниях действуют социальные программы для работников, выбрали вариант «жилищные программы для работников (возможно  с использованием механизмов ипотечного кредитования).

*Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%

image005.png

*Вариант был добавлен в анкету в апреле