домой 19 сентября 11:46

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Круглый стол «Тарифное регулирование 2018: перспективы развития правоприменительной практики»

28 февраля

28 февраля 2018 года в РСПП состоялся круглый стол «Тарифное регулирование 2018: перспективы развития правоприменительной практики», организованный Комитетом РСПП по энергетической политике и энергоэффективности совместно с юридической фирмой VEGAS LEX при участии экспертов ФАС России и Минэнерго России.

Управляющий партнер VEGAS LEX Александр обратил внимание присутствующих на том факте, что законодатель не может все предусмотреть в «писаном праве», при этом многие решения проблем формируются на стадии досудебного правоприменения. Даже сталкиваясь с наиболее влиятельными авторитетными мнениями, включая судей Верховного суда РФ, зачастую можно не получить точного ответа на поставленный вопрос, поскольку судьи предпочитают изучить, как проблема будет решена нижестоящими судами и, соответственно, какая будет сформирована судебная практика. Проблема для регулируемых субъектов в данной ситуации заключается в том, что деятельность осуществляется в несколько раз быстрее, чем формируются подходы к тому, что верно, а что нет.

Г-н Ситников также указал на ключевые показатели, по которым нельзя с уверенностью сказать об успешности разъяснений Верховного суда, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 № 63. 

Об особенностях и перспективных направлениях в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики рассказали Алексей Воронин, заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России, а также Артём Молчанов, начальник Правового управления ФАС России.

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 гг. определяет основные направления государственной политики по развитию конкуренции, в том числе в области электроэнергетики. По мнению экспертов антимонопольной службы, в связи с этим предстоит сделать некоторые важные шаги. В частности, необходимо утвердить План мероприятий по развитию конкуренции на 2018–2020 годы в данной отрасли; определить перечень ключевых показателей, обеспечивающих среди прочего достижение ожидаемых результатов в отрасли и результатов развития конкуренции; принять ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтенные при утверждении тарифов. В целях принятия нпа, обеспечивающих единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий, также предстоит предпринять определенные шаги. Основными шагами в данном направлении выступают  исключение тарифной дискриминации, прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования. В целях исключения тарифной дискриминации в регулируемом секторе осуществляется переход на эталонный принцип регулирования в электроэнергетике.
Говоря о внедрении эталонного принципа, эксперты ФАС сообщили о том, что был инициирован анализ сопоставления затрат российских территориальных сетевых организаций с наилучшими международными практиками.

Эксперты также подчеркнули необходимость создания экономических механизмов мотивации и усовершенствования процедуры тарифного регулирования. В связи с этим ФАС России предложила Правительству Российской Федерации рассмотреть проект федерального закона, запрещающий превышать предельные уровни тарифов без согласования с ФАС России, а также утвердила методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приказ № 1135/17).

Мария Головко, начальник отдела развития нормативной базы отрасли Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России, разъяснила ключевые изменения в нормативном регулировании, в числе которых закон о лицензировании энергосбытовой деятельности, Постановление Правительства РФ № 1365 относительно порядка лишения статуса гарантирующего поставщика за долги перед сетевой организацией и др.

Во второй части мероприятия участники обсудили результаты применения основных положений постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 63 в контексте разрешения споров в области тарифного регулирования на примере реальных судебных дел как с положительной, так и с отрицательной практикой.

Пристуствующими было отмечено детальное рассмотрение теоретических и практических аспектов тарифного регулирования, которое позволило прояснить ряд важных вопросов и существующих пробелов в регулировании.

В обсуждении текущих вопросов принимали участие крупные российские энергетические предприятия и компании иных отраслей, среди которых Базовый элемент, Газпром нефть, Интер РАО, ЛУКОЙЛ, Мечел, МРСК Центра, Росводоканал, РусГидро, Фортум, Юнипро и др.

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100