домой 23 июля 21:45

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Состоялась научно-практическая конференция «Правовое регулирование ТЭК России: практика применения антимонопольного и налогового законодательства»

23 ноября

22 ноября 2012 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Правовое регулирование ТЭК России: практика применения антимонопольного и налогового законодательства», организованная Арбитражным судом города Москвы и Московской государственной юридической академией при поддержке Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности.

Цель проведения конференции – анализ и обсуждение актуальных тенденций развития законодательства в сфере антимонопольного регулирования ТЭК России, поиск возможных инструментов для совершенствования налогового законодательства и правовых основ развития конкуренции с учетом сформировавшейся в последние годы практики разрешения споров между регуляторами и участниками экономических отношений.

В конференции приняли участие руководители профильных структурных подразделений ФАС, ФНС, ВАС, Арбитражного суда города Москвы, Минфина, Минэнерго, руководители юридических и налоговых служб нефтегазовых компаний.

С приветственным словом выступили председатель Арбитражного суда Москвы Сергей Чуча и ректор МГЮА Виктор Блажеев, которые отметили, что рассмотрение важнейших вопросов антимонопольного и налогового законодательства с участием представителей органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, судейского сообщества и ученых-правоведов позволит выявить наиболее острые проблемы правового регулирования в указанной сфере общественных отношений и обозначить основные пути их решения.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин подготовил краткий обзор «трех волн» антимонопольных дел, связанных с завышением нефтяными компаниями оптовых цен на автомобильные бензины, дизельное топливо и авиационный керосин, и подчеркнул, что в 80-85 процентов дел суды встают на сторону антимонопольного органа и применяют к компаниям санкции в виде взимания штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Им были освещены законодательные инициативы ФАС России, в том числе проекты законов «Об обороте нефти и нефтепродуктов…» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты», а также совместное предложение Службы и Минэнерго о введении гибких ставок акцизов, привязанных к мировым ценам на нефть - снижать «топливный налог», если нефть дорожает, и повышать, если котировки идут вниз. Голомолзин полагает, что с принятием всех обозначенных поправок ФАС ситуация на рынке станет устойчивой и позволит избежать резкого повышения цен на топливо.

Председатель судебного состава Арбитражного суда Москвы Гиви Папелишвили согласился с выводами А.Голомолзина, добавив, что арбитражные суды при разрешении данного вида дел руководствуются уже сложившейся на настоящий момент практикой, в том числе Постановлением Пленума ВАС от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Иван Масляев, в свою очередь, раскритиковал законодательные изменения, предложенные ФАС, которые, как он считает, не соответствуют принципу свободной экономической деятельности и эффективному функционированию рынка нефтепродуктов, ужесточая меры ответственности и налагая на хозяйствующие субъекты неоправданно широкий спектр обязательств.

Заместитель Министра энергетики Павел Федоров обозначил основные направления деятельности Минэнерго в сфере топливно-энергетического комплекса: разработка новой системы налогообложения проектов континентального шельфа, направленной на повышение экономической эффективности освоения шельфовых месторождений; понижение ставки НДПИ для трудноизвлекаемых запасов нефти; выработка единого системного подхода по установлению льготной ставки вывозной таможенной пошлины, что позволит повысить эффективность и прозрачность принимаемых решений в части стимулирования разработки новых месторождений, а также будет учитывать как интересы государства, так и интересы недропользователей.

Заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права МГЮА Наталья Жаворонкова подробно остановилась на понятийном аппарате законодательных актов об энергетике, который до сих пор неоднозначен. По мнению Н.Жаворонковой, необходимы уточнения таких определений как «лесной участок», «энергетические ресурсы», «природные энергетические ресурсы» и пр.

После пленарной части конференции обсуждения продолжились в режиме двух панельных дискуссий.

Первая была посвящена вопросам современной правоприменительной практики и основным тенденциям развития антимонопольного законодательства в сфере энергетики, проблемам применения норм о коллективном доминировании, привлечения к ответственности должностных лиц и доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства и др.

Второй дискуссионный клуб обсуждал вопросы применения правовых норм при налогообложении нефтяных компаний, в частности, применение норм Налогового кодекса о консолидированной группе налогоплательщиков, проблемы применения правил о контролируемых сделках и трансфертном ценообразовании, вопросы применения положений законодательства РФ о налогах и сборах, имеющих неоднозначное толкование, и по которым до настоящего времени не сформирована арбитражная практика, а также по которым возникают разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами (с учетом арбитражной практики), совместимость требований налогового и антимонопольного законодательств при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ.

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100