домой 19 июля 18:43

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

РСПП совместно с компаниями IBS и Huawei Technologies Co., Ltd. провел Международную конференцию «Готовы ли вузы к роли ключевых институтов для развития цифровой экономики России?»

31 октября

31 октября РСПП совместно с компаниями IBS и Huawei Technologies Co., Ltd. провел Международную конференцию «Готовы ли вузы к роли ключевых институтов для развития цифровой экономики России?».

Четвертое направление вышло на первый план.

В июле премьер-министром Дмитрием Анатольевичем Медведевым была объявлена программа развития цифровой экономики, - заявил, открывая конференцию член бюро правления РСПП, председатель Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям, основатель IBS Анатолий Михайлович Карачинский.

Цифровой сектор, пояснил он, показал себя быстрорастущим еще в прошлые три-четыре года. Уже три года обсуждаем, что ему нужно помочь расти – и он поможет всей экономике.

Программа, продолжил Карачинский, подразумевает системную цифровизацию: внедрение цифровых решений во всех областях жизни в экономике, в социальной сфере госуправлении и городском хозяйстве. Это четыре направления: нормативное регулирование, формирование исследовательских компетенций, IT-инфраструктура, образование/кадры. «И четвертое направление ключевое, без него не может быть первых трех», подчеркнул глава комитета РСПП.

С проблемами образования он каждодневно сталкивается как основатель и совладелец крупной компании. В IBS, рассказал Анатолий Михайлович, тысячи сотрудников, и наш менеджмент хорошо чувствует узкие места. «Потому образование - для нас это стратегическая вещь», заметил Карачинский.

При этом важно, чтобы образование в области цифровой экономики опережало развитие самой цифровой экономики, отметил глава Комитета РСПП. Этого очень трудно добиться, ведь нет другой такой области образования, где бы происходила столь же быстрая смена фундаментальных знаний. По многим областям еще нет устоявшихся знаний, не всегда понятно, чему и как учить. «Для этого нужно объединение усилий цифровой индустрии и вузов, и такие встречи, как эта конференция», резюмировал Анатолий Карачинский.

Еще 40 лет назад на занятиях в технических вузах говорили, что очень скоро конструкторы и технологи будут получать готовые решения, выработанные вычислительными машинами – но этого до сих пор не произошло, - заметил ректор национального исследовательского университета Московский авиационный институт, академик РАН Михаил Асланович Погосян.

ворческая роль человека не снижается, подчеркнул он. При этом цифровые технологи дают ему более совершенные инструменты для решения творческих задач, позволяющие решать их быстрее и качественнее. В частности, речь идет о математическом моделировании и 3D-моделировании, применяемых при разработке новых изделий.

- Во многих новых технологиях Россия опережает общемировой уровень, в других находится на одном уровне, в некоторых отношениях отстает, -- подчеркнул генеральный директор Huawei Enterprise Business Group в России Цао Джейсон, -- Задача образования – закрепить и усилить опережение. В этом наша компания оказывает активную поддержку российским предприятиям и вузам России.

Я немного скептически отношусь к плану цифровой экономики, предложенному правительством – призналась ректор Российского государственного социального университета Наталья Борисовна Починок, Ведь пока он строится по принципу необходимости развития тех или иных отраслей цифровой экономики, а не по тому, как цифровые изменения влияют на человека». На ее взгляд, это упущение, которое нужно исправить.

Ректор рассказала о ряде человекоориентированных цифровых программ, в которых участвует РГСУ: федеральный портал инвалидов, портал «Работа в России», осуществляется также программа цифровой поддержки инклюзивного образования.

В панельной дискуссии, состоявшейся на конференции, участвовали генеральный директор IBS С.Е. Баланова, ректор Череповецкого государственного университета Д.В. Афанасьев, ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская, ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова А.Ю. Александров, ректор Марийского государственного университета (опорный университет) М.Н. Швецов, президент Московского государственного медико-стоматологического университета Н.Д. Ющук, президент Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого А.Л. Гавриков и другие.

Светлана Евгеньевна Баланова, генеральный директор IBS, ответила на ряд вопросов модератора. В частности, на вопрос чем отличается развитие цифровой экономики от предыдущих этапов автоматизации и информатизации. «На предыдущих этапах, - сказала она, - существовали дорожные карты, были фактически готовые алгоритмы, что и как делать, чтобы добиться результата. Теперь таких карт и алгоритмов нет. Каждому предприятию нужно искать свой путь в цифровую экономику».

Для российской экономики, отметила она, есть некоторое количество цифровых вызовов – отчасти они соответствуют мировым, частично являются исключительно российскими. «Немало предприятий, - подчеркнула Светлана Баланова, - находятся на мировом переднем крае цифровизации. Но очень много и тех, кто пока не достиг даже так называемого гигиенического, базового уровня автоматизации. Без внедрения базовых решений в области управления производством, финансами, персоналом невозможно перепрыгнуть в цифровую экономику».

«При этом нужно четко понимать, что цифровая экономика – это не про информатизацию, а про бизнес-модели, - заметила генеральный директор IBS, - не про информатизацию, а про бизнес-модели». Uber, Tesla – это новые бизнес-модели, которые ломают устоявшийся рынок, убивают огромные посреднические слои, характерные для традиционной экономики. Именно поэтому они встречают такое неприятие и противодействие. «И вот это уже не чисто российская проблема, а общемировая», подчеркнула она.

«Еще одна общемировая проблема – касающаяся как раз образования. – заметила Баланова, - обостряется конкуренция за высокотехнологичный персонал. Раньше кадровые рынки для специалистов промышленности или банковской сферы были свои. Теперь во все большей степени это один и тот же рынок: в промышленности, в банковской сфере, в IT, в логистике и других отраслях происходит конкуренция за одних и тех же специалистов. И задача образования в рамках цифровой экономики состоит в том, чтобы готовить таких универсальных специалистов».

Материалы конференции доступны по ссылке.

© Управление рынка труда и социального партнерства

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100