домой 21 января 02:00

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Система налогообложения в сфере туризма нуждается в комплексном реформировании

24 июня

На состоявшемся 21 июня 2017 года заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства ее председатель, президент РСТ Сергей Шпилько озвучил предложения по совершенствованию системы налогообложения в сфере туризма, гостиничного хозяйства и санаторно-курортного комплекса, продиктованные, по его словам, непропорциональным ростом фискальной нагрузки на туриндустрию.

По словам автора предложений: - «первая часть посвящена преимущественно налогам. В ней есть определенные радикальные меры – например, в отношении вывода из под налогообложения лечебно-оздоровительных местностей и курортов в границах санитарной зоны. Другие предложения, собранные в разделе 6, широко обсуждаются, а некоторые, например, введение в России tax free, уже реализуются. Так или иначе, это тема для критики, изменений и  доработки. Я бы сам уже сейчас добавил пункт по целесообразности развития  налогообложения доходов от оказания услуг размещения в так называемом «частном секторе» на основе патентной системы. Одно ясно, - нельзя дальше заниматься бесконечным «латанием дыр», не имея четкой программы мер по повышению эффективности финансового  регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства.  А создание такой программы – дело общее».

Предварительные предложения по совершенствованию системы налогообложения в сфере туризма, гостиничного хозяйства и санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
1. Земельный налог. Лечебно-оздоровительные местности и курорты (гл. XVII ст. 96 Земельного кодекса РФ) в границах санитарной (горно-санитарной) охраны должны быть исключены из перечня объектов налогообложения в части земельного налога наряду с исключенными уже из него «земельными участками, ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками» согласно ст. 389 Налогового кодекса РФ.

Земли рекреационного назначения (ст. 98 ЗК РФ) должны быть включены в перечень земельных участков, для которых ставка земельного налога согласно ст. 394 НК РФ установлена в размере 0,3%, наряду с землями сельскохозяйственного назначения, жилого фонда, подсобных хозяйств и др.

Что касается других земельных участков, на которых расположены гостиницы и иные коллективные средства размещения – санатории, пансионаты, дома и базы отдыха, турбазы, детские оздоровительные лагеря, мини-отели, хостелы и др., ставку земельного налога в п. 1 ст. 394 НК РФ целесообразно установить в размере 0,5% от их кадастровой стоимости.

2. Налог на имущество организаций. В отношении объектов недвижимого имущества, используемых для размещения коллективных средств размещения, осуществления туроператорской, турагентской и экскурсионной деятельности, целесообразно применение коэффициента 0,1 от ставки налога на имущество организаций, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Данный коэффициент для объектов недвижимого имущества, используемых для осуществления «деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом», установлен, в частности, частью 2 ст. 2 закона № 64 «О налоге на имущество организаций» города Москвы.

Кроме того, целесообразно использование и других механизмов налогового стимулирования инвестиционной привлекательности объектов туристской инфраструктуры. Например, для «организаций, являющихся собственниками зданий (строений, сооружений) или помещений в них, используемых для предоставление гостиничных услуг, законом города Москвы от 1 апреля 2015 г. №14 «О внесении изменений в ст. 4 и 4.1 закона города Москвы №64 «О налоге на имущества организаций» установлена налоговая льгота в виде «уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости минимальной площади номерного фонда гостиницы, увеличенной на коэффициент 2».

3. Налог на прибыль организаций. Необходимо поддержать проект закона «О внесении изменений в статьи 255 и 270 второй части Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроект позволяет работодателям относить на затраты в составе расходов на оплату труда расходы на организацию туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации своих работников, их супругов, родителей и детей в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого из вышеперечисленных лиц.

4. Налог на добавленную стоимость. Ставку НДС для предприятий гостиничного хозяйства и ресторанного бизнеса целесообразно снизить до уровня 5-7%, как это сделано во многих европейских странах. Иначе сравнительная эффективность капитальных вложений в развитие туристской инфраструктуры складывается не в пользу России. Особенно с учетом непродолжительности высокого туристского сезона и предлагаемых сегодня процентных ставок по кредитам.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождены от уплаты НДС доходы от оказания услуг «санаторно-курортных, оздоровительных, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности».

5. Налог на доходы физических лиц. Социальный вычет по уплате НДФЛ при оплате санаторно-курортного лечения целесообразно распространить на всю стоимость санаторно-курортной путевки.

В настоящий момент «вычет при оплате лечения в санаторно-курортном учреждении представляется только на часть стоимости путевки, которая соответствует затратам на медицинские услуги, заложенным в ее стоимость (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, п. 2 письма Минздрава России от 12 февраля 2002 г. №250/143-02-02)».

Вместе с тем, с точки зрения стимулирования внутреннего туризма целесообразно ввести социальный вычет по НДФЛ и на расходы на приобретение российскими гражданами туров по территории Российской Федерации в объеме средств, выплаченных налогоплательщиком туристской компании по договору о реализации туристского продукта.

Предоставление такой льготы необходимо, не смотря на позицию Минфина России по данному вопросу, изложенной в письме от 28.02.2017 г. №03-04-05/0947.

6. Другие меры снижения финансовой нагрузки на бизнес и стимулирования предпринимательской деятельности.

6.1. Предоставление льготных кредитов и субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сфере туризма по аналогии с тем, как это делается сегодня в сельском хозяйстве;

6.2. Субсидирование пакетных туров на базе чартерных и блок-чартерных программ в сфере въездного и внутреннего туризма по аналогии с тем, как это делают страны, субсидирующие такие программы российским туроператорам в сфере выездного туризма;

6.3. Отмена НДС на пассажирские авиаперевозки внутри страны;

6.4. Обнуление ввозных таможенных пошлин на туристские автобусы с двигателями класса Евро 5 и Евро 6. Как вариант, – централизованная их закупка к Чемпионату мира по футболу 2018 с последующей реализацией и предоставлением в лизинг предприятиям туриндустрии на льготных условиях;

6.5. Финансовая поддержка со стороны государства обновления речного круизного флота и развитие круизной инфраструктуры;

6.6. Предоставление бюджетных мест для подготовки гидов с редкими языками на условиях заключения с ними трудового соглашения о работе по специальности в течение определенного срока после окончания вуза;

6.7. Введение безвизового режима въезда в РФ граждан экономически развитых стран и заключение межправительственных соглашений о безвизовых групповых поездках с туристскими целями со странами, генерирующими трудовую миграцию, по аналогии с действующим соглашением между правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристских поездках;

6.8. Ведение групповых тарифов с понижающим коэффициентом в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;

6.9. Заключение «Федеральной пассажирской компанией» договоров на аренду железнодорожных вагонов напрямую с туроператорами по ценам ниже регулярной перевозки;

6.10. Перенос эксперимента по введению курортного сбора на более поздние сроки и доработка проекта соответствующего федерального закона;

6.11. Перевод передачи данных для постановки постояльцев гостиниц на миграционный учет в категорию государственных бесплатных услуг;

6.12. Включение финансовой поддержки крупных частных инвестиционных проектов в сфере развития туристской инфраструктуры в новую ФЦП развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации;

6.13. Введение системы Tax free.

 

По материалам  RATA-news.

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100