домой 23 июля 12:15

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике

12 февраля

12 февраля 2019 года состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством председателя Комиссии Г.В.Березкина.

На заседании рассматривался вопрос: Меры поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ): различные сценарии развития после 2024 года».

С докладами по вопросу выступили:

  • Тер-Оганов Карен Григорьевич – Член Правления РСПП, Председатель подкомитета по энергетике Комитета РСПП по международному сотрудничеству;
  • Селезнев Валерий Сергеевич – Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике;
  • Балашов Максим Генрихович – Директор по работе с естественными монополиями
    ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.»;
  • Каланов Алишер Бахадырович – Руководитель Инвестиционного Дивизиона ВИЭ
    ООО «УК «РОСНАНО»;
  • Дзюбенко Валерий Валерьевич – Заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»;
  • Шуткин Олег Игоревич – Директор бизнес-единицы «Инжиниринг и Генерация»
    ГК Хевел;
  • Баркин Олег Геннадьевич – Член Правления - заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка»:

В дискуссии по теме приняли участие: Председатель Комиссии Г.В. Березкин, заместитель председателя Комиссии М.С. Андронов,  и.о. заместителя директора Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России А.В. Габов, заместитель Руководителя ФАС России В.Г. Королев, ведущий советник Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Д.Н. Орлов и другие.
Сегодня ВИЭ - это мировой тренд. Объёмы установленной мощности и инвестиции увеличиваются с каждым годом. Стоимость производства электроэнергии на объектах ВИЭ (LCOE) в некоторых странах конкурирует с газовой и ниже, чем у угольной генерации. В России развитие отрасли ВИЭ относится к стратегической задаче государства.  

Механизм поддержки ВИЭ в РФ изначально задумывался в целях развития технологий и локализации производства для последующего экспорта соответствующего оборудования. Для этого в 2013 году был запущен механизм ДПМ ВИЭ, аналогичный механизму ДПМ для традиционной генерации, только объекты ВИЭ отбираются ежегодно по итогам конкурсной процедуры. Текущая программа поддержки ВИЭ рассчитана до 2024 года – последний год, когда возможен ввод объекта ВИЭ по программе ДПМ. За это время на рынке будет введено более 5 ГВт мощностей, а суммарный платеж потребителей оценивается в 1,7 трлн. руб.

Инвесторы считают, что запланированных объемов строительства недостаточно для полноценной локализации производства оборудования ВИЭ и повышения его конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Для выполнения поставленных задач по экспорту необходим запуск новой программы поддержки ВИЭ после 2024 года. Однако, в ходе обсуждения новых мер поддержки мнения разделились.

Поставщики оборудования и инвесторы считают, что ключевым инструментом поддержки, которому доверяют инвесторы и финансовые институты, после 2024 года должен остаться механизм ДПМ. В рамках нового ДПМ планируется ввести еще 10 ГВт мощностей, стоимость программы варьируется и, по разным оценкам, составит от 1,3 до 1,7 трлн. руб. до 2049 года.

По мнению инвесторов, ДПМ - хорошо зарекомендовавший себя механизм поддержки. Уже сейчас, благодаря данному механизму, в России сформирована полноценная отрасль возобновляемой энергетики с высоким экспортным потенциалом: построены заводы по производству компонентов ВИЭ, соответствующее мировым стандартам, вложены средства в НИОКР и подготовку профильных специалистов.  Для устойчивого развития отрасли ВИЭ необходимо дополнение текущего механизма ДПМ иными мерами государственной поддержки, которые включают в себя льготное кредитование и налогообложение, поддержку экспорта российского оборудования, а также стимулирование добровольного спроса.

Представители крупных промышленных потребителей высказались категорически против продления механизма ДПМ ВИЭ после 2024 года. Во-первых, в рамках текущего механизма ДПМ произошло существенное удорожание программы относительно заявленных целей, без увеличения объёма мощности. Повышенный платеж потребителей только по текущей программе сохранится до 2039 года. Во-вторых, эффективность локализованных технологий не подтверждается экспортом оборудования.

Было отмечено, что до сих пор отсутствует промежуточные итоги программы поддержки ВИЭ и ее влияние на экономику и экологию страны. Отсутствует информация об объёмах снижения выбросов парниковых газов, о приросте ВВП, о количестве созданных рабочих мест.

По мнению коллег, развитие ВИЭ  должно осуществлять в условиях естественной ценовой конкуренции, а именно в изолированных энергосистемах. Первоочередной задачей должна стать разработка мер государственной поддержки для стимулирования экспорта оборудования ВИЭ путем совершенствования действующего законодательства. Вместо продолжения дорогостоящей программы поддержки ВИЭ в ценовых зонах оптового рынка, где и так сложился избыток генерирующих мощностей, необходимо развивать на законодательном уровне применение иных элементов новой энергетики – распределённую генерацию, управление спросом, микрогенерацию, накопители.

Представитель Ассоциации «НП Совет рынка» в своем выступлении отметил, что основной стратегической целью для следующего этапа поддержки ВИЭ должно стать достижение конкурентоспособности отрасли ВИЭ на внутренних и внешних рынках. При этом делать ключевым механизмом поддержки только ДПМ видится нецелесообразным. ДПМ содержит в себе ряд негативных факторов, а именно:

  • cоздает дополнительную нагрузку и перекрестное субсидирование на рынке электроэнергии и мощности;
  • не создает стимулов для дальнейшего повышения эффективности оборудования (гарантированная оплата);
  • не создает стимулов поиска иных источников финансирования и иных рынков сбыта и не стимулирует экспорт и др.

В связи с этим, для снижения нагрузки на потребителей и недопущения роста перекрестного субсидирования на рынке Ассоциацией «НП Совет рынка» было предложено ограничить в 2 раза объём мощности, поставляемой по ДПМ. Дополнительно, требуют совершенствования критерии допуска поставщиков оборудования ВИЭ к поддержке на оптовом рынке (например, выполнение условия по осуществлению экспорта оборудования, технологий ВИЭ) и критерии отборов проектов ВИЭ (например, отбор проектов должен осуществлять по критерию минимизации одноставочной цены на электроэнергию). Отдельно следует проработать вопрос по внедрению, так называемых, «зеленых сертификатов». Их смысл заключается в том, что развитие ВИЭ должно строиться не на принудительном принципе, а на добровольных началах, когда социально ответственный бизнес принимает решение покупать более дорогую электроэнергию от ВИЭ. 

Позиция профильных министерств по данному вопросу окончательно не сформирована. Представителями были выслушаны доводы участвующих в заседании сторон, которые впоследствии будут использованы при формировании позиций заинтересованных ведомств.

По итогам заседания принято решение продолжить работу над рассматриваемым вопросом на площадке Комиссии по электроэнергетике. Для выработки консолидированной позиции бизнеса по такому важному для экономики страны вопросу необходимо, во-первых, получить позицию профильных министерств и, во-вторых, инициировать данный вопрос на заседание Бюро Правления РСПП.                    

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100
11111