домой 26 июля 19:58

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Состоялся круглый стол «Новеллы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью»

17 июня

17 июня 2015 г. Комитет РСПП по корпоративным отношениям, Национальный совет по корпоративному управлению и международная юридическая фирма Debevoise & Plimpton LLP провели круглый стол «Новеллы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью». Мероприятие было посвящено обсуждению принципиально важного для делового сообщества проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части регулирования  крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)». В обсуждении приняли участие эксперты Министерства экономического развития РФ, Министерства юстиции РФ, Центрального Банка, Московской биржи, руководители юридических департаментов и старшие юристы ведущих российских компаний и банков («Лукойл», «Росбанк», «Газпромнефть», ГМК «Норильский никель», «ИНТЕРРОС», «Северсталь», МТС, «Сургутнефтегаз», «Ростелеком», «Интер РАО» и других), а также представители юридических компаний и экспертного  сообщества.

Модератор дискуссии – руководитель направления Департамента по взаимодействию с органами власти ПАО «Московская биржа» Ростислав Кокорев – представил наиболее крупные блоки вносимых законопроектом поправок.

Партнёр международной юридической фирмы Debevoise & Plimpton LLP, доцент кафедры гражданского права МГУ им. М.В.Ломоносова, к.ю.н. Алёна Кучер, принимавшая участие в подготовке законопроекта, осветила предысторию и предпосылки его разработки, отметив при этом, что институт крупных сделок и сделок с заинтересованностью в том виде, в каком он закреплён в действующем законодательстве о хозяйственных обществах, перестал выполнять возложенные на него изначально функции, превратившись, по сути,  в средство дестабилизации экономического оборота. Рассматриваемый законопроект, по её словам, учитывает зарубежный опыт правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью, а также последние изменения, внесённые в сентябре 2014 г. в Гражданский кодекс РФ. В законопроекте была «переосмыслена» природа крупных сделок. В качестве крупных предлагается понимать сделки, определяющие судьбу общества, а не просто крупные по стоимости или как инструмент борьбы со злоупотреблениями, что позволит осуществить системное сужение перечня крупных сделок. Законопроект также приводит в соответствие со ст. 173.1 ГК РФ условия признания крупной сделки недействительной в целях устранения множественности оснований для оспаривания. А. Кучер также отметила, что при разработке законопроекта в основу правого регулирования института сделок с заинтересованностью был положен, прежде всего, отказ от обязательного предварительного согласия на совершение подобной сделки, а также совершенствование перечня лиц, которые могут быть признаны заинтересованными, перечня оснований их заинтересованности, механизмов информирования акционеров директоров о таких сделках, чтобы они могли воспользоваться механизмами защиты, предусмотренными в п. 2 ст. 174 ГК РФ. При этом законопроект приводит в соответствие со ст. 174 ГК РФ условия признания сделки с заинтересованностью недействительной в целях устранения множественности оснований для оспаривания.

С обзором ряда положений законопроекта выступил заместитель начальника отдела законодательства о финансовой деятельности и ценных бумагах Департамента экономического законодательства Министерства юстиции РФ Александр Кузнецов. Он подчеркнул, что в основу законопроекта положен диспозитивный, а не действующий в настоящее время формальный подход к регулированию крупных сделок и сделок с заинтересованностью, в результате которого под крайне обременительную для компании процедуру предварительного одобрения подпадает очень большое количество сделок, отвечающих формальным критериям сделок с заинтересованностью, но не обязательно имеющих реальный конфликт интересов, в то время как сделки с реальным конфликтом интересов уходят из-под контроля.  В этой связи законопроект предусматривает отказ от обязательного предварительного согласия (совета директоров и общего собрания акционеров) на совершение сделки с заинтересованностью. Подобное согласие необходимо будет получать только по предложению единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров, а также члена ревизионной комиссии общества.

С предложениями по доработке отдельных положений законопроекта выступил экономический советник Департамента допуска на финансовые рынки Центрального банка РФ Павел Филимошин. В частности, по его словам, нуждается в доработке данное в законопроекте оценочное определение термина «крупная сделка» как «сделка, в результате совершения которой прекратится деятельность общества или изменится её вид, либо существенно изменятся её масштабы». Кроме того из текста законопроекта не явствует, откуда члены совета директоров будут узнавать, что сделка была совершена с конфликтом интересов.

Директор по корпоративному управлению компании Prosperity Capital Management Денис Спирин отметил в целом позитивный характер нововведений законопроекта с позиции миноритарных акционеров и, в частности, возможность оспаривать крупные сделки не по формальному критерию (процент от стоимости активов компании), а по критерию существенного изменения масштаба деятельности или вида деятельности компании. Директор Центра корпоративного управления компании Deloitte Олег Швырков в свою очередь подчеркнул, что законопроект носит позитивный характер для бизнеса, однако, по его мнению, было бы целесообразно исключить «внутригрупповые сделки» из категории сделок с заинтересованностью. Помимо этого, неясным остается используемое в законопроекте понятие «обычная хозяйственная деятельность».

В заключительной части дискуссии с предложениями и комментариями, касающимися отдельных положений законопроекта, выступили представители целого ряда крупных компаний - ГМК «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Лукойл»,  «Северсталь» и других. В целом, представители бизнес-сообщества поддержали концепцию законопроекта, при условии учёта сделанных замечаний.

Документы:

© Управление корпоративных отношений и правового обеспечения

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100