Комитет РСПП выступил за адаптацию налоговой и инвестиционной политики для развития креативных индустрий

© @ «Российская газета»

Москва, 29 октября. Потери от неэффективного управления интеллектуальной собственностью в России оцениваются в 5% ВВП. Значительная часть убытков приходится на творческие отрасли. Об этом заявил исполнительный директор Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов, выступая на круглом столе «Актуальные проблемы развития креативных индустрий в городе Москве». Встреча была организована фракцией партии «Единая Россия» и постоянным депутатским объединением «Моя Москва».

В свое время креативные индустрии появились как ответ на глубокий кризис развития промышленности в Великобритании и позволили перезапустить пустующие пространства и экономику страны в целом. Возможно, считает эксперт, текущий кризис послужил таким же спусковым крючком для работы над осмыслением значения креативных индустрий и их потенциала для развития и усиления уже российской экономики.

Чтобы основные механизмы отрасли заработали, необходим ряд принципиальных мер, подчеркнул Игорь Намаконов: «В частности, нужно ввести в законодательство понятие “креативное предпринимательство”, адаптировать налоговую политику, к примеру смягчить наказание за непреднамеренные налоговые ошибки. Также необходимо заменить НДС на промежуточные договоры о передаче интеллектуальной собственности налогом с продаж на конечный продукт, развивать инвестиционную политику и банковские продукты для креативных индустрий, например кредиты под залог творческих продуктов и ИС. Креативный предприниматель — очень хрупкий организм. У него есть идея, желание, команда, но часто нет никакой поддержки и инструментов для старта своего предприятия. Мы должны быть заинтересованы в том, чтобы максимальное количество людей доходило до запуска своих предприятий в любой из сфер креативных индустрий».

Кроме того, необходимо распространить льготы по поддержке экспорта на творческий бизнес, а не только на кинопроизводство. Для этого не нужны какие-то специальные сложные законы. Достаточно вдумчиво подойти к совершенствованию и адаптации имеющихся норм, указал Игорь Намаконов.

О том, что связанный с творчеством бизнес вносит заметный вклад (3%) в мировой ВВП, заявил первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг. По его информации, объем глобального рынка творческой продукции составляет, по последним доступным данным за 2018 год, 509 млрд долларов.

Что касается Москвы, то выручка предприятий отрасли здесь равна 3,04 трлн рублей. В секторе было задействовано 58 500 организаций и 54 500 индивидуальных предпринимателей, а общее количество занятых в сфере — свыше миллиона человек. «Именно креативный сектор выступает драйвером инновационного развития, объем экспорта соответствующих продуктов оценивается в 344 млн долларов», — завил эксперт.

Председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы Евгений Герасимов рассказал о положительной динамике в экспорте отечественной кинопродукции: «Число российских фильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года (2015–2018). При этом география покрытия российского контента составляет 140 стран мира».

На круглом столе также выступили заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Кирилл Ильичев, председатель комиссии по предпринимательству, инновационному развитию и информационным технологиям Московской городской думы Валерий Головченко, член Совета Федерации — представитель от Московской городской думы в СФ, председатель Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко, председатель комиссии Московской городской думы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева, основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко, генеральный директор открытого акционерного общества «Роскино» Евгения Маркова, исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России «АКАР» Валентин Смоляков, художник Миша Мост, партнер бюро Citymakers Петр Кудрявцев, генеральный директор объединения «Столичный Цех Деятелей Культуры», почетный член Союза писателей России, академик Лев Ланцман.

В завершение встречи заместитель председателя Московской городской думы Степан Орлов, выступивший модератором, заверил собравшихся в том, что все предложения участников круглого стола проанализируют представители Мосгордумы, на основе инициатив будут сформулированы рекомендации, которые затем направят в адрес правительства Москвы и федеральных органов власти. «Развитие креативных отраслей нужно городу, нужно москвичам», — подытожил модератор.

Поделитесь