Подкомиссия по авиационной и космической деятельности Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре обсудила финансовое состояние предприятий авиационной отрасли и необходимые меры её поддержки

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

13 июля 2020 года в режиме видеоконференции состоялось заседание Подкомиссии РСПП по авиационной и космической деятельности на тему:  «Воздушные перевозки в условиях мирового кризиса, меры поддержки авиационной отрасли».

В работе заседания приняли участие представители федеральных органов власти, авиакомпаний, аэропортов, научных и общественных организаций, экспертного совета в области гражданской авиации России. От РСПП  - Исполнительный вице-президент В.М. Черепов.

Участники заседания обсудили финансовое состояние предприятий авиационной отрасли в текущей ситуации, прогноз пассажиропотока авиакомпаний Российской Федерации на ближайшие годы, меры государственной поддержки воздушных перевозок.

Авиационное бизнес сообщество положительно оценивает принятые меры поддержки гражданской авиации в условиях пандемии. Однако в условиях мирового кризиса, в том числе и в Российской Федерации, процесс восстановления объёмов перевозок при закрытых границах ещё очень далёк от завершения. Несмотря на то, что выделенная помощь является критически важной для деятельности отрасли, размер ассигнований не позволяет предотвратить большинство из угроз, стоящих сегодня перед гражданской авиацией (банкротство предприятий отрасли).

Падение рынка авиаперевозок в апреле составило непрогнозируемые 94-96% и 90-92% в мае от объёма перевозок в 2019 году. Ожидаемый «отскок» в мае-июне не произошёл по причине сохраняющихся ограничений внутри страны, ограничений на международных воздушных линиях и падения основных макроэкономических показателей.

В настоящее время у авиакомпаний накапливается значительная задолженность перед банками (в т. ч. по субсидируемым кредитам), лизингодателями и иными поставщиками товаров и услуг. Накопленную задолженность необходимо будет погасить в течение года. Но до начала высокого сезона 2021 года у авиакомпаний не будет возможностей для получения доходов.

Участники заседания отметили, что объём средств, направленный на поддержку гражданской авиации является недостаточным как для сохранения архитектуры рынка (конкурентной среды), так и для поддержания работы отрасли. Определённый временной отрезок для получения поддержки не учитывает глубину падения индустрии и ещё более ограничит определённые меры поддержки.

Участники заседания в сложившихся условиях кризиса авиаперевозок считают необходимым: продлить срок предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках постановления Правительства РФ от 13.05.2020 № 661 (это позволит оказывать поддержку авиакомпаниям до начала восстановления международных воздушных перевозок); увеличить размер расходной ставки за снижение пассажиропотока  российских авиакомпаний с 365 до 1173 рублей на одного перевезенного пассажира при сохранении общего объема установленного Правительством РФ максимального размера субсидий в 23,4 млрд руб.

Учитывая тяжелое финансовое состояние авиакомпаний, участники заседания приняли решение обратиться в Правительство РФ с предложениями по дополнительным мерам поддержки отрасли.

Поделитесь