Президент РСПП Александр Шохин провел совещание по введению обязательной маркировки товаров

17 сентября 2020 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин провел онлайн-совещание по введению обязательной маркировки товаров.

С участием представителей отраслевых ассоциаций, в том числе производителей молочной продукции, мясопереработки, фарминдустрии, легкой промышленности, торговых объединений обсуждались наиболее значимые риски при введении маркировки и меры поддержки бизнеса.

Во вступительном слове Александр Шохин напомнил, что 9 сентября 2020 года эти вопросы были в центре внимания на совещании президента РФ Владимира Путина с членами Правительства.

РСПП направил предложения в перечень поручений Президента РФ по итогам совещания, но, учитывая важность темы, было принято решение о проведении дополнительного обсуждения на площадке РСПП.

Среди наиболее значимых рисков Александр Шохин перечислил высокую стоимость внедрения систем маркировки, отсутствие гармонизации существующих и создаваемых систем прослеживаемости, регулярные сбои и задержки в работе запущенных систем маркировки. Президент РСПП отметил неготовность отдельных элементов товаропроводящей системы к введению маркировки при ее внедрении в остальных элементах.

Кроме того, Александр Шохин упомянул об избыточно высоких санкциях в отношении добросовестных компаний, даже если они предприняли все возможные усилия для внедрения системы маркировки, но по объективным причинам не смогли завершить процесс. Среди тревожащих факторов он упомянул отсутствие мер поддержки для компаний, вводящих систему маркировки ; внедрение маркировки в секторах, где доля «серого» рынка минимальна, и другое.

Менеджер по взаимодействию с органами государственной власти Национального союза производителей молока Любомир Панов отметил ряд негативных моментов, которыми может сопровождаться введение маркировки в отрасли. Так, затраты на нее составят 25 млрд капитальных затрат и 35 млрд рублей ежегодно. В качестве мер снижения ущерба он назвал компенсацию капитальных затрат, введение исключений для некоторых видов продукции, например, для детского питания и питьевого молока и ряд других мер.

Председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Юрий Калинин акцентировал внимание участников совещания на том, что механизмы введения маркировки в фармпромышленности не отработаны, что уже приводит и будет в дальнейшем приводить к перебоям с лекарственными препаратами, особенно недорогими и жизненно необходимыми.

Президент Ассоциации компаний розничной торговли, председатель Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку Сергей Беляков в своем докладе отметил необходимость введения преференций для участников системы маркировки, утверждения «дорожной карты» по маркировке. Что касается торговой отрасли, то эффект от введения маркировки в ряде торговых групп девальвируется. По словам Сергея Белякова, нарушаются бизнес-процессы, а также процесс взаимодействия покупателя с магазином, когда введение маркировки делает невозможным возврат некоторых товаров. Кроме того, при росте отпускной стоимости возникает риск ухода рынка в "серую" зону, подчеркнул Сергей Беляков.

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков отметил, что отрасль не имеет поддержки от государства, при этом регулирует себя сама, следит за качеством товаров, техрегламенты для воды строго соблюдаются. При введении обязательной маркировке отрасли потребуется поддержка государства, по крайней мере, компенсация «капексов», а также вывод из под маркировки ряда товаров, например, детской воды.

Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева говорила о критических недоработках системы маркировки в части шин, что грозит потерями компаний. По ее словам, необходимо вводить меры финансовой поддержки, отложить сроки введения маркировки на более поздний период.

Руководитель подкомиссии РСПП по вопросам регулирования алкогольного рынка Александр Романов обратил внимание аудитории на тот факт, что для маркировки алкогольной продукции с 2006 года существует своя эффективная система прослеживаемости - ЕГАИС. Таким образом, МПТ предлагает алкогольной отрасли маркировать не только продукцию, но и сами марки, что представляется нецелесообразным.

По итогам совещания было решено обобщить все прозвучавшие предложения и направить их в Правительство РФ.

Поделитесь