РСПП предлагает пересмотреть предложение о деофшоризации участников госзакупок

© Интерфакс
Обложка новости

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает пересмотреть предложение правительства РФ об ограничении допуска к участию в госзакупках юрлиц, в числе владельцев или выгодоприобретателей которых имеются офшорные компании, говорится в письмах РСПП, направленных в администрацию президента РФ, правительство РФ, в Госдуму, и с которыми ознакомился «Интерфакс».

«Считаем, что редакция федерального закона («О контрактной системе», 44-ФЗ) с учетом предлагаемых поправок спровоцирует сокращение числа потенциальных участников закупок, снизит конкуренцию, негативно отразится на стоимости и качестве закупаемых государством товаров, работ, услуг, а также на инвестиционной привлекательности российских компаний в целом, - говорится в письмах. - Предлагаемые ограничения будут способствовать расширению непродуктивной деятельности компаний-посредников между реальными производителями качественной продукции и государственными заказчиками, что также приведет к росту расходов на закупки».

В письмах РСПП просит учесть замечания и предложения по поправке о деофшоризации участников закупок.

Речь идет об одной из поправок к так называемому второму оптимизационному пакету поправок к 44-ФЗ (законопроект № 1100997-7), принятому Госдумой в I чтении в марте текущего года. В настоящее время законопроект готовится ко II чтению.

Одна из поправок к этому законопроекту, подготовленная правительством РФ, предусматривает введение требования, в соответствии с которыми участником госзакупки не может быть корпоративное юрлицо, в составе участников (или выгодоприобретателей) которого присутствует офшорная компания, прямо или косвенно владеющая 10% и более юрлица.

В письмах РСПП отмечается, что при принятии этой поправки в госзакупках не смогут принять участие, в том числе, добросовестные российские компании, включая стратегические предприятия, являющиеся публичными акционерными обществами.

«Особо отмечаем, что предлагаемые ограничения будут применяться к компаниям при наличии условий, которые объективно не находятся и не могут находиться под контролем данных компаний», - подчеркивается в письме.

Речь идет о публичных АО, акции которых торгуются на биржах.

«В отношении акций таких обществ на бирже могут ежедневно осуществляться тысячи сделок независимо от воли самого акционерного общества, - поясняет РСПП. - Количество миноритарных акционеров, в числе которых могут быть акционеры - офшорные компании, может исчисляться десятками тысяч, а из состав способен изменяться ежедневно. Изменение состава миноритарных акционеров не может контролироваться самим публичным акционерным обществом, подавшим заявку на участие в закупках».

То есть, РСПП считает, что предлагаемое требование не должно распространяться на публичные АО и на эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам. Также эта норма не должна распространяться на стратегические предприятия, установление над которыми контроля иностранного инвестора возможно только по решению правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Кроме того, в письмах РСПП отмечается, что поправка не предусматривает переходного периода, в течение которого потенциальные участники закупок могли бы обеспечить выполнение соответствующего требования.

Стоит отметить, что помимо РСПП подобное письмо, по сообщению газеты «Коммерсантъ», в Госдуму направила «Деловая Россия». В нем также указывается, что для значительного числа российских компаний требование будет неисполнимым, и предлагается ограничить допуск к госзакупкам лишь для компаний с долей офшоров свыше 50% акций или уставного капитала.

Как сообщалось, сам второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (первый был принят в 2019 году - ИФ) был подготовлен в начале прошлого года. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок, согласования и т.п.

Предполагалось, что законопроект будет принят в первой половине прошлого года. Однако доработки и согласования законопроекта затянулись до декабря 2020 года.

«Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, - говорил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме. - Его суть - упрощение, унификация и ускорение закупок».

К наиболее важным нововведениям оптимизационного законопроекта Минфин относил сокращение числа способов закупок (до 3 с 11 в настоящее время), усовершенствование механизма способов закупок, введение универсальной предквалификации и т.п.

В числе прочего в законопроект входила норма о полном запрете на участие в госзакупках российских «дочек» офшорных компаний.

После принятия оптимизационного пакета в I чтении Минфин предложил не добавлять в законопроект новых положений.

«Надо договориться, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению не будем вносить в него новые сюжеты, - говорил Лавров. - Предлагаем сосредоточиться на том, что уже написано».

При этом Лавров отмечал, что сейчас законопроект «заточен» на принятие именно во время весенней сессии Госдумы.

«Рассчитываем, что оптимизационный законопроект будет принят в весеннюю сессию - к этому привязаны планы по вступлению в силу большинства его положений - с 1 января 2021 года, - подчеркнул Лавров. - Если перенесем (рассмотрение и принятие законопроекта - ИФ) на осень, то все планы сместятся, а реальный эффект от применения всех новаций получим не в 2022 году, а только в 2023».

Ранее сообщалось, что в 2020 году госзаказчики заключили 3,4 млн контрактов на 8,9 трлн рублей, что 8,5% больше аналогичного показателя предыдущего года.

Поделитесь