домой 14 декабря 16:19

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Новости

В рамках НРБ состоялась конференция «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства»14 марта

Резолюция конференции

14 марта 2017 года в рамках Х Недели российского бизнеса состоялась конференция «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства». Ключевыми темами для обсуждения стали: ход реформы контрольно- надзорной деятельности, основные подходы и направления реформы совершенствования разрешительной деятельности.

Открывая конференцию, Президент РСПП Александр Шохин отметил, что как для бизнеса, так и для государства очень важно построение эффективной контрольно-надзорной системы. Результаты опроса предпринимателей, проведённого РСПП в прошлом году, говорят о том, что административная нагрузка на них всё ещё велика. Так, по словам А.Шохина, плановые проверки в последние 2 года проходили практически в 94% компаний, а внеплановые – в 54%. Количество внеплановых проверок по сравнению с 2015 годом увеличилось. Более половины компаний сталкивались в ходе проверок с предъявлением неожиданных для них требований, более трети компаний увидели дублирование и противоречие требований.

Председатель Комитета РСПП по совершенствованию контрольно - надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев, представляя доклад комитета, посвященный состоянию системы разрешительной деятельности, отметил, что необходимо серьезно проанализировать виды разрешительной деятельности и отменить те, которые мешают развитию бизнеса и не имеют практического смысла.

У реформы контрольно-надзорной деятельности 3 основные задачи, сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Первая - сокращение вреда по контролируемым государством рискам, то есть сокращение смертности, заболеваемости и экономических рисков. Вторая - сокращение административной нагрузки на бизнес в 2 раза к 2024 году. Третья -  совершенствование системы госуправления надзорными функциями, что, по словам министра, позволит вывести государственную систему на новый уровень развития в части реализации функций по контролю и надзору. Также министр отметил, что для наиболее эффективной оценки качества проведенных работ необходимо перевести работу надзорных ведомств на сервисную модель взаимодействия с бизнес-сообществом.  Для этого будут проводиться ежеквартальные публичные балансовые мероприятия с участием инспекторов и бизнеса, на которых будет подробно разбираться правоприменительная практика.

Министр подчеркнул, что значимым вопросом для предпринимательства на сегодня является повышение качества разрешительной и лицензированной  деятельности. «По сути, лицензированная и разрешительная деятельность - контроль качества вхождения на рынок, поэтому они так важны», - отметил М.Абызов.

«Мы надеемся, что на нашей площадке удастся выйти на «дорожную карту» по каждому виду контроля и каждому виду предпринимательской деятельности, которые у нас в приоритете, для того чтобы выйти на конкретные решения, конкретные изменения в нормативно-правовых актах, которые позволят решить заявленные проблемы», - отметил замминистра юстиции Михаил Гальперин.

Ещё одним треком, по его словам, станет создание стимулов к уменьшению числа обязательных требований. Концепция «one in – two out», предусматривающая отмену двух требований к бизнесу при принятии каждого нового требования, в ближайшее время будет вынесена на рассмотрение президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Также предлагается провести кодификацию нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования – упорядочить и структурировать существующие на сегодняшний день разрозненные акты.

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов рассказал об основных этапах совершенствование контрольно - надзорной деятельности. Комплексные преобразования в сфере контроля и надзора начались 2 года назад - меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности решено было не откладывать до принятия базового законопроекта. За это время был утверждён целый ряд нормативных актов, обеспечивающих, в том числе, внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование профилактики нарушений, введение института предостережений и практики чек-листов. За счёт введения моратория на проверки малого бизнеса количество плановых проверок за 2014-2017 год сократилось на полмиллиона. Благодаря учёту рисков при проведении контрольных мероприятий число плановых проверок в ряде ведомств значительно снизилось. Так, МЧС запланировал на 2017 год на треть проверок меньше, чем на 2016: если в прошлом году ведомство провело более 140 тысяч плановых проверок, то на текущий год запланировано порядка 97-98 тысяч.

Председатель Совета директоров АО «МХК «ЕвроХим» Дмитрий Стрежнев рассказал о несовершенствах законодательной системы в отношении экологических требований, предложив усовершенствовать контрольную деятельность для повышения эффективности и упрощения работы бизнеса, после чего предложил организовать пилотный проект по онлайн-мониторингу.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артем Сидоров обратил внимание на то, что контрольно-надзорная деятельность нередко сопровождается конфликтом интересов. Также А.Сидоров полагает, что во многих областях экологическое законодательство не должно выступать сдерживающим механизмом. «Необходима постоянная ревизия предприятиями своего производства для улучшения качества и дальнейшей эффективной  работы. Ведомство готово к обсуждению новых вопросов», - заключил он.

«Острые проблемы были сняты, и малые и средние предприниматели это почувствовали, ощутили снижение проверок. Если в последние 10 лет в части контроля и надзора всё только ухудшалось, то сейчас мы видим прорыв», - считает вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян.

Вместе с тем, остается проблема дублирования уголовного права административным, отсутствие четкой грани порождает множество судебных прецедентов, которые не способствуют улучшению предпринимательского климата.

Заместитель начальника контрольного управления Президента Российской Федерации Валентин Летуновский отметил, что работа всех ведомств связана одним - обеспечением безопасности жизни и труда граждан. По его мнению, стоит усовершенствовать рынок страхования, сделав возможным страхование на всех этапах и циклах жизни продукта.

Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в ходе своего выступления обратил внимание участников конференции на то, что не может согласиться с мнением о необходимости сокращения сроков проведения экспертизы и завышенном размере платы за ее проведение. «Практика нашей работы свидетельствует о том, что проблема заключается не в сроке проведения экспертизы, а в плохом качестве представляемой на экспертизу проектной документации. И именно поэтому бОльшая часть установленного срока уходит не на работу непосредственно экспертов, а на доработку проектной документации по замечаниям экспертов» - подчеркнул начальник Главгосэкспертизы России.

Также Игорь Манылов отметил, что даже с учетом такого подхода Главгосэкспертиза России выдает отрицательное заключение практически по каждому пятому из проходящих экспертизу объектам. Соответственно, речь должна идти не о сокращении срока проведения экспертизы, а о необходимости управления сроками.  Работа в данном направлении активно проводится.

Говоря о стоимости экспертизы, Игорь Манылов обратил внимание, что профессиональное экспертное сообщество признает необходимость установления экономически обоснованного размера платы. Но размер такой платы должен учитывать  затраты экспертных организаций на внедрение инновационных технологий, повышение квалификации сотрудников и финансовое обеспечение  рисков экспертных организаций от профессиональных ошибок.

Подводя итоги конференции, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов сказал: «Количество дел о нарушении антимонопольного законодательства сократилось более чем вдвое за год (2016 год – прим. Ред). Подобный результат обоснован тем, что ФАС России становится органом предупредительного контроля». Что касается судебной практики ФАС России, то в 2017 году удалось избежать большого количества рисков благодаря тому, что 80% предупреждений были исполнены в срок, «по большинству составов нарушений антимонопольного законодательства у предпринимателя всегда есть возможность исправить недоработки, избежав рисков». «Подобная практика приводит к улучшению эффективности работы ведомства и к улучшению климата в предпринимательской среде», - сказал А.Цыганов.

Резолюция конференции

 

Презентация к выступлению заместителя Министра экономического развития РФ С.Шипова

Презентация к выступлению Начальника ДКС Дирекции по закупкам и капитальному строительству ПАО "Газпром нефть" С.Н.Гуреева

Читайте также:
Роструд сократит количество проверок на предприятиях на 25% в 2017 году
Андрей Цыганов: за десять лет количество сделок, подлежащих контролю ФАС, сократилось с 44 000 до 1200 в год
Системный подход к экспертизе

© Управление корпоративных отношений и правового обеспечения

Rambler's Top100 Rambler's Top100