домой 19 июля 22:22

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Новости

Фискальный прессинг индустрии гостеприимства становится критическим24 апреля

17 апреля с.г. состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по туристской индустрии, в котором приняли участие президент РСПП Александр Шохин, исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов, руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Елена Заева, представители управляющих компаний ведущих международных и российских гостиничных сетей и другие.

Участники заседания рассматривали следующие вопросы повестки дня:

 - фискальная нагрузка на туриндустрию и проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения гостиничного сбора);
- упорядочение деятельности систем онлайн-бронирования на территории Российской Федерации;
- создание новых не капиталоемких средств размещения на примере глемпингов.

Президент РСПП Александр Шохин в своем выступлении отметил, что бизнес концептуально не поддерживает положения о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей, в том числе, гостиничного сбора.

Председатель Комиссии, член Правления РСПП, президент РСТ Сергей Шпилько напомнил, что во время обсуждения проекта закона по проведению эксперимента о введении курортного сбора представители исполнительных и законодательных органов власти обещали не ставить вопрос о расширении практики взимания подобных сборов до завершения в 2024 г. эксперимента в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях и республике Крым. Но, не смотря на это, Минфином России уже внесен в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» включающий, в том числе, введение гостиничного налога вместо курортного сбора.

Разница между ними, в действительности, принципиальная. Курортный сбор носит целевой характер и предназначен для развития туристской инфраструктуры тех муниципальных образований, где он взимается. Гостиничный налог растворяется в бюджете без остатка.

Объект налогообложения в законе о курортном сборе напрямую не указан. Но по смыслу им является местная туристская инфраструктура, за право пользования которой предлагается взимать сумму не более 100 руб. с постояльца коллективных средств размещения (КСР) в сутки.

В случае с гостиничным сбором в качестве объекта налогообложения Минфин России предложил рассматривать «недвижимое имущество для осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в средствах размещения». Получается, что собственник, проинвестировав строительство гостиницы как имущественного комплекса, затем должен уплатить налог государству за право пользования этим имуществом по прямому назначению.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов. А гостиничный сбор должны уплачивать организации и физические лица, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения. То есть сами гостиницы из своих доходов.

Льготы по курортному сбору имеют 19 категорий граждан: ветераны, инвалиды, малоимущие семьи, лица, приезжающие на лечение, и др. От уплаты гостиничного сбора освобождаются «индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении деятельности, подлежащей обложению сбором, а также физические лица, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Тем самым, вместо социальной защиты соотечественников мы получаем обострение недобросовестной конкуренции между организованным гостиничным хозяйством и, так называемым, «частным сектором», который и так сплошь и рядом уклоняется от уплаты налогов, а коммунальные услуги потребляет по тарифам, предусмотренным для физических лиц.

Перечень этих различий можно продолжить, но и так очевидно, что гостиничный сбор в предлагаемом виде являет собой не что иное, как еще один налог с оборота, только не финансового, а «натурального», в смысле с ночевки пользователя услуги.

И это после того, как сначала КСР накрыла волна повышения налогов на землю и имущество организаций при переходе на исчисления ставок этих налогов на основе кадастровой оценки соответствующих активов. А затем с 1 января 2019г. ставка НДС была увеличена с 18% до 20%.

Оценки масштабов увеличения фискальной нагрузки на предприятия гостиничного хозяйства разнятся. Но минимальную из приведенных цифр озвучил генеральный директор гостиницы «Балчуг» Александр Бобылев. По его данным на гостиницы такой категории за период 2014-2017 гг. налоговая нагрузка возросла на 58%. И это при том, что в Москве с 2014 г. действует льгота по налогу на имущество организаций для гостиниц в объеме обнуления ставки налога на площадь номерного фонда гостиницы с коэффициентом 2.

По оценкам руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма компании «Cushman & Wakefield» Марины Смирновой введение новых налоговых и неналоговых платежей не будет способствовать развитию туристской и гостиничной инфраструктуры. Уже сейчас рыночная стоимость активов гостиничной инфраструктуры снижается. Если льгота по налогу на имущество для столичных отелей будет отменена, то сумма только этого налога, например, для отеля класса «Marriott Москва Грандъ-Отель» возрастет до 160 млн. руб в год.

По словам генерального директора гостиничного комплекса «Измайлово» Алексея Воробьева только с двух корпусов «Гамма» и «Дельта» гостиничного комплекса сумма налога на имущество в случае отмены действующей льготы увеличится с нынешних 60 млн. руб. до 240 млн. руб. в год.

По мнению директора по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ Владимира Ильичева уже сейчас налоговая нагрузка растет, доходная часть не увеличивается, а платежеспособный спрос населения стагнирует. В этих условиях увеличение фискальной нагрузки на гостиничный бизнес создает проблемы для рентабельности, что может привести к деградации отрасли.

С одной стороны может показаться, что прибавка в 100 руб. за ночь не должна существенно повлиять на экономику гостиничного предприятия. Но, если предположить, что гостиничный сбор был бы введен в размере 100 руб. за ночь повсеместно уже в 2017г., то при общем количестве ночевок в КСР, которое по данным Росстата составило 253,7 млн., совокупная сумма гостиничного сбора в этом году составила бы около 25,4 млрд. руб. При том, что все налоговые поступления с российских гостиниц и аналогичных средств размещения в консолидированный бюджет РФ по данным ФНС РФ в 2017г. составили 29,5 млрд. руб.

В предложенном Минфином России варианте гостиничный сбор представляет собой еще один оборотный налог, только не с финансового оборота, а «натурального», исчисляемого в ночевках. И, в сложившейся в отрасли ситуации, введение такого налога еще больше подорвет и без того недостаточно высокий уровень ценовой конкурентоспособности отечественных услуг размещения по сравнению с зарубежными, где ставки по кредитам для строительства гостиниц на порядок ниже, сезон высокой загрузки номерного фонда более продолжительный, а тот же НДС для гостиниц, например, в странах ЕС в среднем составляет 10,5%.

В итоге обсуждения участники заседания констатировали критически высокий уровень фискальной нагрузки на индустрию гостеприимства, высказавшись против замены курортного сбора гостиничным налогом и включения последнего в НК РФ. Наоборот, по их мнению, налоговая нагрузка на КСР должна быть снижена. Иначе под вопросом оказывается и выполнение поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным задачи увеличения несырьевого экспорта услуг до 100 млрд. долл. США в год, и сама ставка на развитие туризма, как одного из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Материалы по двум другим вопросам повестки дня заседания Комиссии РСПП по туристской индустрии смотрите в очередных публикациях на нашей странице. 

© Председатель Комиссии, член Правления РСПП, президент РСТ Сергей Шпилько

© Комиссия по туристской индустрии

Rambler's Top100 Rambler's Top100
11111