домой 24 августа 09:49

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Новости

В рамках НРБ прошла конференция «Реформа теплоснабжения с учетом стратегических интересов инвесторов и государства»18 марта

Фотогалерея

18 марта 2014 года в рамках Недели российского бизнеса в Москве состоялась межотраслевая конференция «Реформа теплоснабжения с учетом стратегических интересов инвесторов и государства».

Мероприятие прошло при организационной поддержке Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, Комиссии РСПП по вопросам ЖКХ, НП «Совет производителей энергии» и юридической фирмы VEGAS LEX.

Спикерами мероприятия стали председатель Комиссии РСПП по вопросам ЖКХ Александр Чуваев, заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Зинченко, советник министра экономического развития РФ Павел Шпилевой, генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов, руководитель группы по проектам в ТЭК юридической фирмы VEGAS LEX Александр Лаврентьев, начальник Департамента координации энергосбытовой и операционной деятельности ОАО “ЛУКОЙЛ” Василий Зубакин, генеральный директор ОАО “ТГК-2” Андрей Королев, заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО “Фортум”, вице-президент по тепловому бизнесу Парвиз Абдушукуров, генеральный директор ОАО “ВНИПИЭНЕРГОПРОМ”, Президент НП “Российское теплоснабжение” Виктор Семенов.

Участники мероприятия обсудили вопросы реформы теплоснабжения, которая позволит перейти к решению стратегических задач сектора.

Неизбежное снижение надежности системы теплоснабжения из-за старения мощностей делает необходимым переход к новой модели рынка. Только своевременная реформа теплоснабжения позволит государству перейти к решению стратегических задач, предоставив энергокомпаниям свободу в принятии экономически обоснованных решений.

Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается государством. При этом в общей структуре потребления доля промышленности, за счет которой субсидируется население, катастрофически сократилась за последние 20 лет. Промышленные потребители отключаются от централизованного теплоснабжения, строят свои котельные. Это означает, что практически всю тарифную нагрузку по теплу несет на себе население. Согласно действующему принципу формирования цен на тепло, максимальный тариф устанавливается для наименее эффективных источников – котельных.

Кроме того, поставщики тепла живут в состоянии постоянного кассового разрыва. По данным НП «Совет производителей энергии», дебиторская задолженность перед поставщиками тепла по итогам 2013 года составила около 200 млрд рублей. Основную проблему создают финансовые посредники в лице управляющих компаний и муниципальных предприятий, генерирующие вал невозвратной задолженности.

В совокупности эти проблемы отражаются на возможностях по обновлению оборудования теплосетей. Высокая степень износа основных фондов в сфере теплоснабжения приводит к низкой эффективности работы теплоснабжающих организаций и снижает качество теплоснабжения. Накопленные неплатежи в системе составляют более 150 млрд. рублей. По данным Минэнерго РФ, основная часть инвестиций требуется на ремонт 68% теплосетей, изношенных на 100%. Потери тепла от источника до потребителя составляют 25-35% при зарубежных 6−8%. Усугубляет ситуацию практическое отсутствие резервирования в сетях на ремонтный период и на случай аварий.

Существующей ситуацией в теплоснабжении недоволен никто - ни бизнес, ни потребители, ни государство. Основным инструментом государственной политики при этом остается сдерживание тарифов в рамках системы предельных уровней и регулирования по "затраты+0%", а это путь в никуда. Необходимо менять идеологию регулирования отрасли в целом, начиная с установления справедливой цены по методу «альтернативной котельной и назначение единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). Новая модель рынка позволит привлечь в теплоэнергетику частные инвестиции и провести комплексную модернизацию инфраструктуры.

Первоочередными шагами по реформированию теплоснабжения должно стать установление более четких критериев определения ЕТО. ЕТО – это единый оператор системы и им должна становиться только компания, обладающая серьезными активами и финансовой устойчивостью, отвечающая ими перед потребителями за надежность и качество теплоснабжения.

Ограничение «сверху» конечной цены потребителя «справедливой», экономически обоснованной ценой обеспечивает безусловную защиту потребителя. На сегодняшний день справедливая цена «альтернативной котельной» - 1569 руб за 1 Гкал ниже действующего тарифа в 63% муниципалитетов. Это означает, что в 63 % муниципалитетов население уже сегодня оплачивает неэффективность системы теплоснабжения. Тарифы на тепло при этом растут каждый год без какого-либо улучшения качества и надежности теплоснабжения.

Установление справедливой и экономически обоснованной цены на тепло является базовым стимулом к энергоэффективности – сокращению потерь в системах теплоснабжения и экономному потреблению тепла. При дешевом ресурсе ни экономить на потреблении, ни обеспечивать учет потребленного ресурса не имеет смысла. В настоящее время потребитель, не имеющий средств автоматического регулирования, вынужден получать и оплачивать "навязанное" ему поставщиком нерасчетное количество тепловой энергии в теплые периоды отопительного сезона, а при резких похолоданиях - недополучать тепловую энергию. Необходимы меры, которые будут стимулировать проведение мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в теплоснабжении. В том числе, изменение действующего законодательства в целях стимулирования установки автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) при новом строительстве.

Кроме того, установление долгосрочных правил в отрасли позволит отказаться от платы за подключение. В этом случае - долгосрочные отношения с потребителем для поставщика становятся важнее. Поставщик становится заинтересованным в «борьбе» за новых потребителей и заключении с ними долгосрочных договоров теплоснабжения. Являясь «единым окном» в работе с потребителем ЕТО полностью отвечает перед ними за качество и надежность теплоснабжения.

С учетом изложенного необходимо скорейшее принятие новой модели теплоснабжения и внесения соответствующих изменений в ФЗ «О теплоснабжении». Кроме этого, требуется синхронизация законодательства в системе теплоснабжения и четкое разграничение полномочий между ведомствами. Установление приоритета закона "О теплоснабжении" над всем остальными законами, регулирующими вопросы, касающиеся теплоснабжения. Устранение коллизий норм законодательства о теплоснабжении и Градостроительного кодекса РФ, а также Жилищного кодекса.

В результате реформы теплоснабжения, энергокомпании получат стимулы для повышения операционной и инвестиционной эффективности, развития новых технологий и модернизации объектов. Смогут вести централизованный достоверный учет теплоэнергии и сократить потери в теплосетях. Получат возможность привлекать инвестиции для обновления мощностей. Отмена тарифного регулирования позволит уйти от перекрестного субсидирования между электрикой и теплом. Само важное, - потребитель должен быть доволен уровнем надежности и качества теплоснабжения, при соразмерном, понятном ценообразовании на него.

Государство сможет развивать централизованное теплоснабжение и переходить от решения операционных задач к стратегическому управлению. Удовлетворить ожидания граждан в отношении качества услуг по теплоснабжению, сделав единым центром ответственности в регионе Единую теплоснабжающую организацию. Начать привлекать частные инвестиции в теплоснабжение.

Инвесторы получат возможность для построения прозрачной и последовательной системы ведения бизнеса на основе международного опыта, с использованием заемного финансирования.

Презентация к выступлению А.А.Чуваева

© Пресс-служба РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100