домой 18 ноября 14:56

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Позиции РСПП

Об участии бизнеса в реформе профессионального образования. Резолюция XV съезда РСПП

18 апреля 2006 г.

Бизнес крайне заинтересован в развитии и совершенствовании системы профессионального образования. Рабочая сила, ее количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и всей российской экономики и, как следствие, общественного благополучия страны.

Ключевой вопрос сегодняшнего дня – придание нового импульса развитию профессионального образования и обучения, что возможно только на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Позитивным переменам в профессиональном образовании должно способствовать широкое применение рыночных механизмов для повышения качества образования и доступности качественных образовательных услуг.

Бизнес оказывает финансовую поддержку профессиональной школе, открывает и развивает базовые кафедры в учебных заведениях, создает корпоративные университеты и учебные центры, организует производственную практику с целью высококачественной подготовки специалистов и повышения их квалификации. В стране также развивается и негосударственная система профессиональной подготовки, в которой создаются частные школы и другие негосударственные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального обучения, тренинговые центры. Расширяется сеть компаний, специализирующихся на кадровом консультировании и подборе учебных программ по запросам работодателей и граждан. Складываются и партнерские отношения между представителями бизнеса и государства.

Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) считает, что для закрепления и дальнейшего наращивания положительных результатов в реформе профессионального образования необходимо развивать партнерство государства и бизнеса в следующих направлениях:

1. Выстраивать взаимовыгодное партнерство системы образования и бизнеса, для чего образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников, с учетом интересов конкретных компаний. Бизнес, со своей стороны, должен идти по всем вопросам навстречу образовательным учреждениям и всеми мерами способствовать достижению общей цели – удовлетворению потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

2. Разработать систему профессиональных стандартов, которая должна стать основой для совершенствования профессионального образования и создания образовательных стандартов с учетом требований к уровням квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемым работодателями и рынком труда.

3. Создать новую, современную национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, навыков и компетенций обладает работник в результате завершения образования. Работник, в свою очередь, должен иметь возможность и заинтересованность в любой момент времени повысить свой профессиональный уровень и подтвердить изменившуюся квалификацию.

4. Создать современные инструменты экономической заинтересованности работодателей в инвестировании средств в профессиональное образование и обучение. Важным и новым для отечественной практики должна стать система финансирования учреждений профессионального образования за счет ежегодных доходов, получаемых от размещения государственных и частных средств без права использования самих средств (система «эндаумента»).

5. Допускать как государственные, так и частные компании в число учредителей профессиональных образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования, ресурсных образовательных центров. Государство может оставаться основным их участником и не допускать перепрофилирования на другую деятельность. Однако именно участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений позволит понять реальную ценность конкретных учебных заведений для работодателей, сделать эффективным участие бизнеса в управлении образованием, привлечь дополнительные средства и расширить участие представителей бизнеса непосредственно в образовательном процессе и экзаменационных комиссиях учебных заведений.

6. Сделать экономически выгодным для бизнеса развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание предприятиями базовых кафедр в ВУЗах, корпоративных университетов. Эта образовательная деятельность компаний не должна облагаться налогами наравне с коммерческой деятельностью.

7. Создать условия для развития образовательных и сопутствующих им социальных кредитов как инструментов повышения доступности качественного образования для способной молодежи. Продолжить, совместно с образовательными учреждениями, эксперимент по практической отработке инструментария кредитования на образовательные нужды. Сформировать предложения по созданию общегосударственной системы образовательного кредитования, механизмов специального регулирования кредитной деятельности в этой области и их законодательному оформлению.

8. Создать публичную и независимую систему рейтингования учреждений профессионального образования, прежде всего ВУЗов, при активном участии бизнеса совместно с экспертным сообществом.

9. Способствовать структурной перестройке начальной и средней профессиональной школы, созданию многоуровневых образовательных учреждений, объединяющих начальное и среднее профессиональное образование, а также ресурсных образовательных центров.

Rambler's Top100 Rambler's Top100