домой 20 ноября 12:25

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Позиции РСПП

По проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Позиция РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» 

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 мая 2010 года представителями РСПП и Минприроды России в июле-октябре с.г. проведён ряд встреч с целью согласования позиций по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)» (далее – законопроект).

В ходе консультаций представителями Минприроды России была высказана позиция о допустимости минимальной редакционной правки текста, представленного в апреле 2010 г., доработанного по замечаниям федеральных органов исполнительной власти для обеспечения внесения законопроекта в Правительство РФ не позднее 15 октября 2010 года. Представителями РСПП в ходе согласований решалась задача исключения норм и положений, несущих недопустимые риски для действующих предприятий.

В результате, сформирована следующая позиция РСПП.

1. РСПП поддерживает предложения Минприроды России в части:
- внесения изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и Градостроительный кодекс РФ (возврат экологической экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию экологически особо опасных объектов);

- внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (включение мероприятий по снижению негативного воздействия в статью об инвестиционных налоговых кредитах, предоставление льгот по амортизации для такого оборудования);

- внесения изменений в КоАП РФ;

- конкретизации в законе "Об охране окружающей среды" положений о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части зачёта расходов на природоохранные мероприятия в счёт платы за негативное воздействие.

2. РСПП считает, что вопросы перехода к технологическому нормированию на основе показателей наилучших доступных технологий, а также механизм выдачи и применения комплексных экологических разрешений не имеют достаточно четко прописанного в законопроекте механизма применения. В связи с тем, что Минприроды России предлагалось начать применение данных норм с 2014 года, РСПП считает необходимым исключить данные разрешения из рассматриваемого законопроекта с целью тщательной доработки, с учётом практического опыта развитых стран, в период 2011-2013 гг., с последующим введением в действие таких разрешений отдельным Законом под условным названием "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" с 01.01.2014, то есть в сроки, заявленные Минприроды России.

3. РСПП считает необходимым дополнительно проработать положения законопроекта, обеспечивающие правовой режим функционирования промышленных предприятий в условиях отмены института временно согласованных выбросов/сбросов загрязняющих веществ (лимитов) и юридической невозможности получить разрешение на негативное воздействие для действующих предприятий, которым установлены технически недостижимые нормативы в 2011-2013 гг. (то есть до введения института комплексных экологических разрешений и системы технологического нормирования).

Предлагаемая Минприроды России редакция законопроекта, отменяя лимиты, не позволит предприятиям, имевшим такие временно согласованные выбросы/сбросы, а также предприятиям, которые не получили запрошенные лимиты, получить разрешение на выбросы /сбросы. К таким предприятиям будут применяться дополнительные штрафные коэффициенты по плате за негативное воздействие в размере 100 (выбросы, сбросы) и 25 (отходы), и приведёт к росту платы за негативное воздействие в 125-2000 раз, что необоснованно и неприемлемо.

Исходя из позиции Минприроды России, высказанной в ходе консультаций с представителями РСПП, о том, что целью отмены лимитов является отказ от индивидуального подхода (когда лимиты устанавливаются каждому предприятию на основании согласованного плана мероприятий) и перехода к общим принципам регулирования, РСПП предлагает заменить временно согласованные выбросы и временно согласованные сбросы на согласованные выбросы и согласованные сбросы, установив, что:

- согласованные выбросы и согласованные сбросы по регулируемым веществам устанавливаются для действующих предприятий при отсутствии технической возможности достижения нормативов ПДВ, НДС;

- в случае, если в момент вступления федерального закона в силу предприятие превышало нормативы ПДВ и/или НДС, данному предприятию устанавливается согласованный выброс/сброс на уровне фактической массы выбросов/сбросов, основанный на фактически реализованной технологии производства /очистки при соблюдении условий:

 (а) недопустимости дальнейшего ухудшения качества окружающей среды и увеличения нагрузки на неё;
 
 (б) соблюдения стабильности работы действующего производственного оборудования и систем по очистке и обеззараживанию сточных или дренажных вод, промвыбросов;
 
 (в) соблюдения правил обращения с химическими и биологическими веществами и смесями, их содержащими, в том числе с отходами;
 
 (г) отсутствия аварий и нарушений технологической дисциплины.

Стимулирование снижения негативного воздействия предлагается осуществлять путём регулярного снижения объема согласованных выбросов/сбросов от уровня, установленного в 2010 году, в соответствии с планируемыми приропользователем сроками осуществления и намечаемой эффективностью, в том числе, природоохранных мероприятий.
Согласованные выбросы/сбросы предлагается устанавливать на период действия разрешений.

При истечении срока действия разрешения, новое разрешение выдаётся в соответствии с действующей процедурой получения ПДВ и НДС. При обоснованной невозможности достижения норматива ПДВ и НДС по технологическим или экономическим причинам природопользователю, имевшему на момент окончания срока действия разрешения согласованный выброс и/или сброс, в разрешении продлевается согласованный выброс и/или согласованный сброс с учётом срока, необходимого для выработки мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Предложенная схема действует временно – на переходный период до разработки Закона под условным названием «О комплексном контроле и предотвращении загрязнений», в котором будет введена система технологического нормирования.


4. РСПП считает необходимым более чётко закрепить в законопроекте право предприятий на применение зачёта расходов на природоохранные мероприятия в счёт платы за негативное воздействие, в целях исключения возможных споров с регулирующими органами.

К сожалению, указанные предложения, будучи многократно представленными в Минприроды России, в том числе во время встречи члена Бюро Правления РСПП В.С. Лисина с Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П.Трутневым 11 октября 2010 г., остались без внимания и какого-либо обоснованного ответа со стороны Министерства.

В связи с этим Российский союз промышленников и предпринимателей считает невозможным поддерживать проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)».

Rambler's Top100 Rambler's Top100