домой 12 декабря 19:06

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Точка зрения

РСПП за развитие экономического партнерства между Россией и странами ЕС

Материалы на основе выступления Мурычева А.В., исполнительного вице-президента РСПП, на Венском процессе 2017: В поисках новых сбалансированных отношений 5 декабря 2017 г.

В нынешних глобальных проблемных условиях Россия, страны ЕАЭС продолжают развивать сотрудничество с европейскими государствами.  Объём накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) России в Европейский союз составил 50,8 млрд. долларов, их доля достигла 62% от всего объёма российских капиталовложений в Евразию. Вторым экспортёром капитала в страны Евразии из государств-членов ЕАЭС является Казахстан. Объём накопленных ПИИ Казахстана превышает 6 млрд. долларов, из которых 90,5% процентов приходятся на Европейский союз.

В свою очередь 50% ПИИ в России – из стран Евросоюза. По данным Российско-германской внешнеторговой палаты за последние три года прямые инвестиции Германии в Россию выросли и составили 2 млрд евро. При этом 9 из 10 немецких компаний готовы сохранять уровень инвестиционной активности или даже наращивать его.

Для России, евразийского объединения глубокая экономическая интеграция с Европейским союзом чрезвычайно важна:

- ЕС – крупнейший торговый партнёр стран Союза. На него приходится 50,3% совокупного экспорта и 40,8% совокупного импорта стран ЕАЭС;
- ЕС мог бы выступать важным источником капитала;
- ЕС мог бы сыграть важную роль в модернизации экономики стран ЕАЭС и послужить источником технологического обновления.

Ограничительные меры и обмен санкциями не дали положительного эффекта ни одной из сторон, а лишь перенаправили потоки товарооборота. По итогам 2016 года импорт в страны ЕАЭС из Азии впервые превысил импорт из Европейского союза. Импорт в ЕАЭС из стран ЕС сократился со 152 млрд долл. в 2013 году до 82 млрд долл. в 2016. Упал и экспорт в Евросоюз из стран ЕАЭС с 340 млрд долл. в 2013 году до 155,1 млрд долл. в 2016. В 2016 году импорт в ЕАЭС из стран АТЭС составил 42,3%, против 40,8% из ЕС. В текущем году этот тренд сохраняется.

Несмотря на объективно растущую важность азиатского экономического направления, торгово-инвестиционные связи с Европейским союзом имеют ключевой характер для России, стран ЕАЭС.

Евросоюз также заинтересован в этом, который является её третьим торговым партнёром после США и Китая. Большое значение для европейского бизнеса имеет наш огромный рынок, территориальная близость, трансграничная инфраструктура, сотрудничество приграничных регионов.

Риск потери этого рынка растёт вследствие входа на него капитала из ведущих азиатских экономик.

РСПП продолжает активное взаимодействие с деловыми кругами Европы. Крупный бизнес и власти некоторых стран Евросоюза и России всё активнее выступают за нормализацию отношений между ЕС и ЕАЭС.

Уже четыре года подряд в РСПП проходит в начале декабря Международный финансово-экономический форум «Евразийский союз и ЕС: поиск новых форматов сотрудничества». В этом году на форум в Москву приехали представители 22 стран. По их настроению, обсуждениям было понятно, что все заинтересованы в развитии сотрудничества по многим направлениям: финансовым, машиностроению, программам в области новых технологий, АПК и др. И соорганизатором нашего форума выступает Международный экономический сенат (Берлин).

Летом 2017 года подписана Совместная декларация о сотрудничестве Евразийской экономической комиссии и Правительства Греческой Республики. Документ предусматривает сотрудничество по большому кругу вопросов с учётом полномочий ЕЭК и обязательств Греции, вытекающих из права Европейского союза.

В июле на Международном молодёжном форуме «Встречи Большой Европы», проходившем в Париже по инициативе ЮНЕСКО, в центре внимания была тема необходимости установления официальных партнёрских связей между ЕАЭС и ЕС.

В октябре на X Евразийском экономическом форуме в Вероне  ключевой темой стала «Большая Евразия как движущая сила в современном международном геополитическом и экономическом контексте». Был поднят вопрос о необходимости обсуждения долгосрочной перспективы взаимодействия ЕС и ЕАЭС.

Третий год подряд в Москве проходит Международный бизнес-форум «Евразийский экономический союз – Бельгийско-Люксембургский экономический союз». Обсуждаются вопросы инвестиций, трансфер инновационных технологий, создание совместных производств, выхода евразийского бизнеса на европейские рынки. За 9 месяцев 2017 года Бельгия увеличила продажи в России на 40%, Россия в Бельгии – на 14%, в Люксембурге – на 22%.

Существенный вклад в процесс сближения ЕАЭС и ЕС вносит бизнес-сообщество Германии. В январе-августе 2017 года взаимная торговля России и Германии увеличилась почти на 25%, до 31,3 млрд евро. Сегодня Германия прочно удерживает место второго по величине торгового партнёра России после Китая, занимая долю в 8,6% от всего внешнеторгового оборота РФ.

В Берлине с 2013 года проходит Восточный форум, одной из целей которого является содействие формированию Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.         Восточный комитет германской экономики совместно с РСПП активно продвигает эту инициативу. Рабочая Группа по Единому экономическому пространству от Лиссабона до Владивостока работает над реализацией этого проекта и над основополагающими положениями, действия которых предполагается распространить на территории стран, входящих в сферу потенциального сотрудничества. Эти положения призваны укрепить связи между национальными бизнес-сообществами и облегчить деловые процедуры и требования на едином экономическом пространстве. 

В долгосрочном плане нам не обойтись без большого комплексного соглашения между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом.

Австрия – наш давний надежный партнер. Бизнес, политики Австрии наиболее лояльны к России в текущих условиях. И мы это чувствуем и отвечаем взаимностью. РСПП – за восстановление в полном объеме нашего сотрудничества как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне бизнес-объединений наших стран. РСПП приветствует и поддерживает восстановление площадки для диалога между нашими странами под названием «Россия – ЕС. Экономические отношения, финансы и бизнес. Новые вызовы и новые возможности. Венский процесс».

Несколько комментариев об экономике России. После более чем двухлетней рецессии российская экономика переходит от адаптации к негативным внешним шокам, связанным с резким снижением мировых цен на углеводородное сырьё и режимом санкций к восстановлению роста. Инфляция достигла самого низкого уровня за все годы рыночной экономики (около4%). Ключевая ставка постепенно снижается (в н.время 8,25%). Россия прошла кризис, связанный с падением цен на энергоносители, лучше многих нефтеориентированных стран.

По данным Банка международных расчётов, в 2015-2016 гг. объем золотовалютных резервов России сократился на 19 млрд долл., тогда как у стран Ближнего Востока – на 228 млрд долл. Несмотря на введенные санкции суммарный долг нефинансового частного сектора в России составляет 68% ВВП, у развивающихся экономик – 107%, у развитых – 195%, а в среднем по миру –138%.

За 2017 год Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 40 (а за 6 лет с 124) на 35 место. Чем выше позиция, тем благоприятнее инвестиционная среда. Наиболее сложно поддаются улучшению условия в строительстве и международной торговле – поэтому до контрольной точки «20-е место в 2018 году» потребуются реформы именно этих отраслей.

Инвестиции в основной капитал в России по итогам января-сентября 2017 года составили около 10 трлн рублей, что на 4,2% превышает результат аналогичного периода прошлого года. Это небольшой рост, но здесь важна динамика.

РСПП рассматривает проблему подготовки кадров, их квалификации как наиболее важное направление в структурных преобразованиях, реализации программ в области цифровой экономики, развития финансовых технологий. РСПП реализует глобальный проект по созданию национальной системы квалификаций в стране через независимую оценку компетенций специалистов со стороны работодателей.

Несколько слов о состоянии банковского сектора России. На 1 ноября 2017 года в России действуют 572 кредитные организации. За год лишились лицензий 57 кредитных организаций, 28 – находятся на санации.

Для России, как и большинства стран с формирующимся рынком, характерна высокая (чуть менее 80%) доля банковской системы в активах финансовой индустрии. Российские банки выступают основными поставщиками финансовых услуг. По состоянию на 1 июля 2017 года совокупный объем кредитов, предоставленных банками предприятиям и населению, составил 41,2 трлн. руб. (51% всех активов банковской системы). Вложения банков в долговые обязательства достигли 11,7 трлн. руб. (14,5% всех активов).

Банки являются крупнейшими операторами на внутреннем валютном рынке (более 90%), рынке РЕПО (около 85%) и рынке облигаций (почти 70%). Через банковскую систему осуществляется подавляющая часть внутренних и международных расчетов. Вклады населения достигают почти 25  трлн. руб. В силу этого устойчивость банковского сектора, условия и тенденции его развития имеют исключительно важное экономическое и социальное значение.

На фоне вялой динамики основных показателей банковского сектора уже второй год подряд наблюдается рост финансового результата и рентабельности кредитных организаций. По итогам прошлого года, прибыль банков составила 929 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2015 г.  почти в 5 раз. С прибылью работают по состоянию на 1.11.17 397 КО. По предварительным данным Банка России, в первой половине 2017 г. кредитными организациями получена прибыль в размере 770 млрд руб. В случае сохранения такой динамики она выйдет на исторический максимум (1,3-1,5 трлн руб.).

Рентабельность активов будет находиться около отметки 2%, что выше значений этого показателя для большинства стран в настоящее время, а рентабельность капитала превысит 15% и будет приближаться к средним мировым значениям.

К основным проблемам банковского сектора России можно отнести высокую долю государства в капитале банковской системы, и как следствие, слабую конкуренцию внутри отрасли, отсутствие равных условий для доступа к инструментам и продуктам Банка России и федеральных ведомств и фондов; ограничение источников длинных денег для долгосрочного кредитования экономики.

Rambler's Top100 Rambler's Top100