Предварительная оценка мер государственной поддержки российского бизнеса, пострадавшего из-за санкций

Разработанный органами власти пакет мер, в основном, направлен на смягчение условий ведения бизнеса в стране – упрощение или временную отмену контрольных и проверочных процедур, продление сроков уплаты фискальных платежей, автоматическое продлений лицензий и тому подобное. Также ряд мер предполагает прямую финансовую поддержку системообразующим предприятиям, IT-компаниям, предприятиям ТЭК, торговым, строительным и сельскохозяйственным организациям. В общий пакет вошли и программы, направленные на помощь организациям МСП; и меры, предполагающие смягчение условий и обязательств по мерам поддержки; и меры, стимулирующие спрос и закупки, процесс импортозамещения.

Важное направление при существующих ограничениях в международной финансовой сфере – оказание поддержки бизнеса в части валютного регулирования и таможенно-тарифного регулирования.

Оценка уровня информированности о мерах поддержки

Согласно результатам опроса [1], проведённого РСПП в июне, о некоторых мерах российские компании осведомлены значимо лучше, чем о других. Так, почти три четверти представителей бизнеса хорошо известно о возможности отложить уплату страховых взносов за II квартал и о введённом моратории на плановые проверки бизнеса (причём ещё четверть респондентов что-то слышали об этой мере).

Две трети опрошенных организаций ответили, что они хорошо осведомлены о возможности продлить срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль, а также об автоматическом продлении лицензий и разрешений на 12 месяцев. О смягчении ранее введённых ограничений в валютной сфере знают 60,8% респондентов.

Более половины компаний (56,8%) с уверенностью сообщили, что им известно о возможности получить льготные кредиты на оборотные средства для системообразующих организаций промышленности, торговли и АПК. Примерно такому же числу участников опроса хорошо известно о введении меры, ограничивающей вывоз отдельных видов товаров.

image001.png

Напротив, компании хуже всего осведомлены о программах поддержки конкретных предприятий или об узкоотраслевых мерах – об отмене акциза на жидкую сталь для отдельных организаций, об отмене весогабаритного контроля грузового автотранспорта при ввозе продуктов питания и предметов первой необходимости; о прошедшей докапитализации РЖД; о существовании грантов на разработку стандартных образцов лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Об этих мерах ничего не известно около двух третей респондентов.

image002.png

Использование мер поддержки компаниями-членами РСПП

На момент проведения опроса прошло более четырёх месяцев с введения мер поддержки бизнеса в условиях санкционного давления, хотя ряд мер был уже апробирован как часть государственной политики во время первой и второй волны пандемии Covid-19.

По данным опроса, использование мер поддержки остаётся относительно ограниченным: самой популярной мерой – льготными кредитами на оборотные средства для системообразующих предприятий промышленности, торговли и АПК – успели воспользоваться не более четверти опрошенных компаний. Пятая часть организаций применила отсрочку уплаты страховых взносов за II квартал. Автоматическим продлением лицензий и разрешений на 12 месяцев воспользовались 17,7% компаний. Десятая часть предприятий сообщила, что им удалось смягчить ранее введённые ограничения в валютной сфере; такая же доля компаний применила мораторий на плановые проверки бизнеса. Чуть меньше – 9% организаций – отметили возможность предоставлять информацию о компании в сокращённом виде или вовсе не раскрывать её. Последней мерой, которую стоит упомянуть в списке самых популярных мер поддержки на данный момент, стало «расширение возможностей кредитования в Фонде развития промышленности, РФРП в результате их докапитализации»; ею уже успели воспользоваться 8,1% компаний.

Причём организации могли оценить, достаточной или недостаточной им показалась оказанная поддержка, при условии если они обращались за какой-либо мерой из списка.

В основном, оценки носят положительный характер. Вариант «пользовались, и мера недостаточна» ни в одном случае не составил более 5%.

image003.png
*Отклонение 2% укладывается в статистическую погрешность

Планы компаний-членов РСПП обратиться за мерами поддержки

Конечно, в будущем компании собираются более активно применять различные меры и программ поддержки. Помимо мер, уже относительно популярных среди организаций-членов РСПП, бизнес высоко заинтересован в возможности беспошлинного ввоза оборудования при реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренного принятым 9 мая 2022 г. постановлением Правительства РФ № 839. Об этом сообщила четверть опрошенных организаций.

Чуть менее пятой части компаний отметили, что планируют применять такие меры, как «упрощение порядка государственной экспертизы проектной документации в строительстве», «легализация параллельного импорта по утвержденному списку товаров», «снижение ответственности в части нарушений валютного законодательства в связи с санкционными мерами», «упрощение подтверждения страны происхождения товаров», «биржа импортозамещения».

Обязательное авансирование по госконтрактам в размере от 50 до 90% находят в перспективе привлекательным 14,9% предприятий. Примерно такое же число участников опроса указали, что готовы воспользоваться упрощённой процедурой предоставления земельных участков и/или продлением срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.

image004.png
* Данные отсортированы по доле варианта «компания уже использует ту или иную меру поддержки».
Остаток до 100% составляет ответ «мера не актуальна»
Отклонение 2% укладывается в статистическую погрешность

Следующий блок мер, пусть и не столь востребован среди российских компаний, выглядит довольно важной частью общей системы поддержки. Их планируют использовать в будущем примерно десятая часть опрошенных.

Речь идёт о предоставлении грантов на разработку конструкторской документации для создания аналогов критических комплектующих; о возможности заключения новых СПИК на условиях СПИК 1.0; об упрощении порядка подтверждения производства продукции на территории РФ (ПП РФ 553 от 01.04.2022); об отмене штрафов и пеней для подрядчиков за нарушение ими госконтрактов из-за внешних санкций; о работе Штаба Правительства РФ по транспортно-логистическим коридорам.

Использование мер поддержки сектора МСП

Компании-субъекты МСП, в основном, пока не успели применить  те или иные меры, разработанные специально для этой категории организаций. Однако в будущем ситуация должна измениться. 70,8% компаний-субъектов МСП, принявших участие в опросе, планируют обратиться за льготными кредитами для инновационных МСП по ставке 3%. Чуть меньше – 65,2% организаций из числа респондентов – намерены получить льготные кредиты по ставке до 15% для микро- и малого бизнеса, по ставке 13,5% – для средних предприятий. Столько же компаний планируют воспользоваться кредитными каникулами для МСП на срок 6 месяцев. В кредитных каникулах на срок 6 месяцев оказались заинтересованы 60,9% организаций МСП.

Только 8,7% компаний из этого сектора уже успели получить кредиты по ставке до 15% для микро- и малого бизнеса, по ставке 13,5% – для средних предприятий. 4,3% из них ответили, что воспользовались кредитными каникулами.

Оценка косвенного влияния принятых мер поддержки

В рамках опроса организации, даже если не использовали и не собирались применять те или иные меры поддержки, могли оценить, окажет ли решение Правительства РФ косвенное влияние на деятельность компаний и отраслей экономики. Среди множества компаний, ответивших именно так, максимальное число остановилось на мере «ограничение на вывоз отдельных видов товаров». 29,3% предприятий сообщили, что мораторий на плановые проверки окажет косвенное влияние на их деятельность. Пятая часть респондентов указала две меры: «упрощение подтверждения страны происхождения товаров» и/или «работа Штаба Правительства РФ по транспортно-логистическим коридорам». Чуть меньше – 17,1% компаний – считают, что на их работу, пусть и косвенно, повлияют введённый мораторий на банкротство на 6 месяцев; легализация параллельного импорта по утверждённому списку товаров; Биржа импортозамещения.

image005.png
* Был возможен множественный выбор ответа

Значимость различных направлений поддержки со стороны государства

В первую очередь бизнесу необходимо расширение доступа к кредитам. С этим согласились две трети опрошенных организаций, представляющих РСПП. Около половины компаний считают, что наибольший приоритет должны иметь программы и меры, снижающие фискальной нагрузку на бизнес и/или направленные на поддержку рыночного спроса, создание спроса со стороны государства.

В «расшивке» инфраструктурно-логистических ограничений, снижении регуляторной нагрузки на бизнес, обеспечении устойчивости денежно-кредитной системы заинтересованы порядка трети компаний.

Чуть меньше – 29,6% респондентов – сообщили, государство должно заниматься тем, чтобы в дальнейшем не произошло дальнейшее ухудшение условий для совершения экспортно-импортных операций.

Остальные направления поддержки из списка – «предоставление субсидий и кредитов для сохранения рабочих мест, переподготовки кадров», «таможенно-тарифные меры, смягчение валютного регулирования», «поддержка сектора МСП» – указали около пятой части опрошенных.

Причём в ряде случаев оценки компаний различного размера сильно отличаются. Так, для представителей крупного бизнеса более важным кажутся программы и меры поддержки рыночного спроса, создания спроса со стороны государства; а также «расшивка» инфраструктурно-логистических ограничений (только 8,3% компаний МСП заинтересованы в этом направлении поддержки, тогда как половина крупных организаций сообщили, что им нужны решения по преодолению проблем в логистике).

Напротив, крупный бизнес далеко не уверен, что в приоритете должна оказаться поддержка сектора МСП. Среди организаций малого и среднего бизнеса этот вариант отметили 54,2% компаний. Субъекты МСП также значимо чаще выбирали направление «снижение регуляторной нагрузки на бизнес».

image006.png
* Был возможен множественный выбор ответа

Несколько компаний решили сформулировать собственные варианты ответа:

  • «необходимо оказывать господдержку, предполагающую компенсацию затрат на покупку сырья, оборудования, ремонт зданий, сооружений, сетей и коммуникаций»;
  • «целесообразным представляется отменить ограничение, которое было введено решением со 2 апреля 2022 года, когда установлено предельное значение сумм авансовых платежей резидентов в пользу нерезидентов в 30 процентов от суммы обязательств, предусмотренных по каждому контракту (договору) об оказании нерезидентом услуг, выполнении работ, передаче информации и (или) результатов интеллектуальной деятельности»;
  • «нужно обеспечить режим плавающего курса рубля в диапазонах 70-75 за 1 долл. США и 80-85 за 1 евро, 10,5 -12 за 1 юань»;
  • «следует увеличить лимит выручки при УСН до 500 млн руб/год»;
  • «ввести запрет на дефолт со стороны банков; запрет на повышение тарифов естественных монополий или компенсация расходов на них из бюджета».

Приложение: данные о мерах поддержки, направленных на снижение негативного влияния санкций, по направлениям

Общую информацию о представленных в опросе мерах поддержки, в том числе об адресатах, условиях предоставления, регулирующих нормативных правовых актах возможно найти на сайте Правительства РФ в сети Интернет: http://government.ru/sanctions_measures/.

I. Направление: Снижение налоговой нагрузки

image007.png

image008.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

II. Регуляторные меры

image009.png

image010.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

III. Финансирование

image011.png

image012.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

IV. Смягчение условий и обязательств по мерам поддержки (в том числе, по ранее полученным)

image013.png

image014.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

V. Закупки и стимулирование спроса

image015.png

image016.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

VI. Импортозамещение

image017.png

image018.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

VII. Таможенно-тарифные меры, валютное регулирование

image019.png

image020.png
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

VIII. Поддержка МСП

image021.png

image022.png
* За 100% принято число компаний-субъектов МСП
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»

__________________

[1] В опросе приняли участие 83 компаний-членов РСПП. 70,7% из них отнесли себя к крупному бизнесу, доля субъектов малого бизнеса составила 25,6%, и только 3,7% респондентов представляют средний бизнес.
По отраслевому признаку большинство предприятий – 61% – занято в промышленном производстве. Чуть менее десятой части опрошенных отметили, что их сфера – сельское хозяйство и/или оптовая, розничная торговля. 7,3% организаций принадлежат энергетическому сектору. Также анкеты поступили от компаний добывающей, строительной, транспортной, финансовой отраслей. В опросе приняли участие и представители телекоммуникационного, научного и образовательного секторов.
Самую высокую активность показали компании из Центрального и Приволжского ФО – доля респондентов, указавших регионы из ЦФО и ПФО, составляет 56,8% и 39,5%, соответственно. Также довольно большое число анкет поступило от организаций из Северо-Западного и Уральского ФО.
Отвечая на вопросы об отраслевой принадлежности и о географии присутствия, компании могли выбрать более одного варианта, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.