Результаты опроса: присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС
Результаты опроса
Последствия, риски и возможности их минимизации для российского бизнеса в связи с возможным присоединением Украины к зоне свободной торговли с ЕС в условиях членства
Украины в зоне свободной торговли СНГ
В ноябре при поддержке Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО и Евразийской экономической комиссии был проведён опрос членов РСПП по вопросам, связанным с возможным присоединением Украины к зоне свободной торговли с ЕС.
Данный опрос является частью работы по мониторингу ситуации в связи с возможным присоединением Украины к зоне свободной торговли с ЕС в условиях ее членства в зоне свободной торговли с СНГ. Несмотря на то, что большая часть опрошенных не ожидает, что присоединение повлияет на деятельность их компании, выявлен ряд чувствительных секторов, для которых риски, связанные с присоединением Украины к зоне свободной торговли с ЕС, выше средних по опросу. В рамках дальнейшего мониторинга ситуации возможно проведение дополнительных опросов.
Менее трети респондентов (28,1%) считает, что это присоединение повлияет на деятельность их компаний, в то время как 62,5% участников опроса уверены в обратном. 9,4% компаний выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
На вопрос о том, повлияет ли обсуждаемое присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС на сектор экономики, в которой работает компания, те же 28,1% компаний дали положительный ответ. 64,1% респондентов не видят для своего сектора экономики никаких последствий, и 7,8% участников опроса не смогли определиться с ответом.
В ходе опроса компании могли оценить возможные риски от присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС в условиях сохранения её участия в зоне свободной торговли с СНГ как для компании, так и для сектора экономики.
По мнению 63,6% участников опроса, риск вытеснения украинских товаров на рынок Таможенного союза является минимальным; для 5,5% респондентов данный риск является скорее незначительным; 7,3% компаний указала, что считают возможность осуществления данного риска средней, и для почти пятой части всех респондентов (18,2%) значимость риска вытеснения украинских товаров на рынок Таможенного союза выше среднего. Максимальным данный риск назвали 5,5% компаний.
На уровне сектора экономики риск был оценён как минимальный меньшей долей респондентов, перераспределение произошло за счёт увеличения доли тех, кто считает, что риск скорее незначительный, и тех, кто указал вариант «риск выше среднего».
Риск ре-экспорта товаров из стран-участниц зоны свободной торговли с ЕС в страны-члены Таможенного союза 65,5% компаний считают минимальным; 7,3% респондентов – скорее незначительным; 5,5% - средним. 16,4% участников опроса указали, что для их компании возможность осуществления данного риска выше среднего, а для 5,5% компаний она максимальная.
В случае оценки данного риска для сектора экономики, в которой работает компания, доли ответов близки к распределению ответов относительно данного риска на уровне компании.
Риск товарного демпинга в результате возможного обнуления импортных пошлин на европейские товары оценили как минимальный 64,8% респондентов; для 7,4% компаний-участниц опроса данный риск является скорее незначительным; 3,7% считают возможность его осуществления средней; 16,7% указали вариант «данный риск выше среднего», и для деятельности 17,4% компаний данный риск является максимальным.
При оценке на уровне сектора экономики распределение ответов выглядит следующим образом: 56,6% респондентов указали вариант «риск для сектора минимальный»; 11,3% компаний считают, что риск товарного демпинга скорее незначителен; 5,7% респондентов оценили его как средний; 18,9% - как выше среднего, и для 7,5% компаний данный риск на уровне сектора экономики является максимальным.
Также одна компания сектора «металлургия» в своей анкете добавила к перечню возможных рисков риск разрыва кооперационных связей между российскими и украинскими компаниями, оценив его как максимальный. По мнению компании, при подписании между Украиной и ЕС соглашения о зоне свободной торговли велика вероятность увеличения импортных пошлин до ставки режима наибольшего благоприятствования, данные пошлины сейчас не взымаются при взаимных поставках между Россией и Украиной. Здесь возможно влияние как на практику продаж, так и на практику закупок. В первом случае, если Украина введёт ответные меры к импорту, произойдёт дестабилизация практики продаж, заставит приостановить и перераспределить поставки и нарушит сложившиеся кооперационные связи. Во втором – рост импортных пошлин приведёт к удорожанию закупочных программ и плановых инвестиций, пересмотру основных показателей проектов развития. Переход на сопоставимую продукцию отечественных производителей потребует времени и дополнительных ресурсов.
Самым популярным ответом на вопрос, какие защитные механизмы для рынка РФ компании считают необходимыми для минимизации рисков, которые связаны с присоединением Украины к зоне свободной торговли с ЕС, стало повышение или введение таможенных пошлин по «чувствительным» группам товаров – 86,5% респондентов указали его. Данный вариант содержал просьбу указать группы товаров, требующие применения защитного механизма – повышения или введения таможенных пошлин. В качестве «чувствительных» групп товаров были названы «товары первой необходимости, товары из списка продуктовой корзины, замочно-скобяные изделия, запчасти для автомобилей, минеральные удобрения, кондитерские изделия, продукцию машиностроения, товары народного потребления».
Почти треть респондентов считает, что защитным механизмом может стать изменение профиля риска при прохождении таможни по отдельным группам товаров. Здесь список «чувствительных групп товаров» совпадает с первым вариантом ответа.
Некоторые респонденты предложили собственные идеи по поводу защитных механизмов: наиболее радикальным стало требование исключить Украину из зоны свободной торговли СНГ. Также в анкетах была озвучена следующая схема по защите интересов производителей из стран Таможенного союза: необходим анализ «чувствительных» позиций товарного импорта из Украины на рынок Таможенного союза (в том числе, оценка динамики основных показателей и характеристик импорта в сопоставлении с влиянием на показатели конъюнктуры рынка Таможенного Союза и состояние / перспективы развития национальной промышленности). При наличии необходимых и достаточных оснований по итогам анализа – инициирование и проведение защитных расследований против импорта из Украины с целью определения и введения антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Также следует ввести повышенные «импортные» ж/д тарифы на поставки продукции из Украины на рынок России / стран Таможенного Союза.
Похожую схему, но более проработанную детально, представила компания, занятая в торговле:
1.Необходим ежемесячный мониторинг импорта/экспорта товаров с последующим сопоставлением со статистикой прошлых периодов и анализом «пиков» по группам товаров.
2. Применяя систему категорирования участников ВЭД, далее необходимо определять груз организаций и перечень применяемых контрольных мер (например, если компания в зеленом секторе, и поставки от этого поставщика ранее осуществлялись, то контроль возможно свести к минимуму. Для иных компаний следует ввести дополнительный уровень контроля - проверка СТ-1. Эта проверка возможна и в рамках пост-контроля).
3. В случае если результаты проверки показали, что товар не производился на территории Украины, то при последующем ввозе товара применять полный перечень контрольных мероприятий.
Данный вопрос предполагал возможность выбора несколько вариантов ответа, поэтому результаты не сводятся к 100%.
В то же время ряд компаний, зависящих от поставок украинских продуктов (крупные ритейлеры, компании, занимающиеся производством пищевых продуктов), отметили, что они не заинтересованы в потере партнёра. По их мнению, «недопустимо отменять либо ограничивать товары происхождения Украины, усложнять процедуры, увеличивать сроки и требуемых затрат при экспорте/импорте товаров в/из Украину/-ы».
Приложение. Отраслевой анализ возможных последствий ассоциации Украины с ЕС в рамках единого торгового пространства.
Автомобильные перевозки
В части осуществления международных автомобильных перевозок в Россию украинскими перевозчиками можно ожидать роста несанкционированных объемов перевозок ими грузов из стран ЕС с переоформлением транспортных документов под категорию двусторонних перевозок. В условиях существования безразрешительной системы выполнение перевозок грузов в двустороннем сообщении Россия - Украина это может привести к частичному вытеснению российских перевозчиков со сложившегося рынка перевозок с ведущими странами ЕС с соответствующей потерей валютных доходов.
Одной из защитных мер могло бы стать введение разрешительной системы на осуществление двусторонних перевозок грузов с Украиной, а также усиление транспортного контроля на автомобильных пунктах пропуска на российско-украинской границе.
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
Оценка возможных изменений в сотрудничестве Украины с Таможенным Союзом в случае подписания и применения Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной в части свиноводческого комплекса:
Из-за разницы в степени защиты внутреннего рынка (например по коду ТНВЭД 0203 (свинина) в ТС сверхквотный тариф составляет 65%, а на Украине для третьих стран действует плоская пошлина в размере 10 - 12%) ценовое поле в странах формируется на разных уровнях. Это делает выгодным экспорт мяса из Украины в Россию. Так согласно данным ФТС РФ объем ввоза свинины по вышеуказанному коду, за 2011 и 2012 гг. составил соответственно 12 230 и 19 815 тонн (+62%) на сумму 57.5 и 91.8 млн. $ (+60%) не смотря на незначительное снижение внутреннего производства с 704,4 до 700,82 тыс. т в убойном весе.
Доля экспорта свинины в Россию в 2012 г. от общего количества собственного производства составила около 3%, а от объема промышленного производства 6,5%.
В случае подписания и применения Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Украиной согласно опубликованному тексту Соглашения (статья 35) Украинская сторона должна будет полностью снять таможенные барьеры со странами ЕС, в том числе и по коду ТНВЭД 0203 (мясо свинины).
При сохранении существующих договоренностей между Украиной и РФ возникает угроза резкого увеличения объемов экспорта мяса и мясопродуктов украинского производства на территорию РФ. Внутренние потребности Украины будут удовлетворяться за счет более дешевых мясных ресурсов стран ЕС, а высвободившиеся ресурсы мяса и мясопродуктов украинского производства согласно вышеназванным соглашениям будут экспортированы на территорию РФ.
В результате чего на рынке РФ при отсутствии таможенных барьеров возникнет избыточное предложение мяса и мясопродуктов по демпинговым ценам, из-за этого неминуемо произойдет резкое снижение оптовых цен на мясо и мясопродукты, что в среднесрочной перспективе приведет к уничтожению основной части промышленного свиноводства в РФ.
В случае подписания Украинской стороной Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Украиной будет необходимо отозвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о свободной торговле от 24 июня 1993 года и привести таможенный режим с Украиной в соответствии с документами, которые действует между ТС и странами ЕС.
Трубная отрасль
Возможные риски:
– Вытеснение украинских труб, производимых по ГОСТ на территорию РФ и СНГ европейскими: ущерб трубной отрасли от вытеснения российской продукции с внутреннего рынка РФ и с рынков стран СНГ оценивается в размере 19 млрд. руб.
– Вытеснение украинских нарезных труб на территорию РФ и СНГ европейскими.
Факторы риска:
возможность массированных поставок украинских труб по демпинговым ценам на территорию России (в августе 2013 года с уплатой антидемпинговых пошлин в Россию отгружено – 12 тыс. тонн);
низкая загрузка мощностей на Украине (37%). Ежегодный ущерб отрасли РФ оценивается в размере 4 – 5 млрд. руб.
– Ухудшение положения российских производителей труб на рынке ЕС: ущерб трубной отрасли от вытеснения российских труб с рынка ЕС украинскими оценивается в размере 2,2 млрд. руб.
– Недостоверное декларирование труб. В условиях действия в Таможенном союзе антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб из Украины возможен значительный рост поставок украинских труб под видом труб из ЕС с территории Украины. Ущерб от ассоциации Украины с Европейским союзом для российской трубной промышленности может составить не менее 26,2 млрд. руб.
Металлургия
Компания, занятая в данной сфере и экспортирующая около 10% всех поставок, обозначила значимость рисков, связанных с нормальной деятельностью предприятий потребителей металлопродукции в Украине, так как сейчас осуществляются поставки для производителей Украины различных видов металлопродукции. Также возможен рост импорта металлопродукции украинского и европейского производства на рынок РФ и, в целом, сбой поставок импортируемых товаров.