Состояние российской экономики и деятельность компаний: результаты мониторинга РСПП во II квартале 2023 года
Как и в прошлый отчётный период, сложности с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и ухудшение условий транспортировки продукции (в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и т.д.) ограничивали работу почти трети опрошенных компаний.
На второе место списка главных проблем вышла валютная нестабильность – доля этого варианта возросла за квартал почти на 13 п.п. до 29,9%. Ухудшение условий поставки сырья и комплектующих негативным образом сказалось на деятельности 28,9% предприятий.
Недостаток оборотных средств зафиксировали 22,7% компаний. Санкционные ограничения назвала главным ограничением своей деятельности пятая часть опрошенных организаций. Резкий рост на зарубежную продукцию, пересмотр существующих контрактов почувствовали на себе столько же компаний.
19,6% участников опроса ответили, что им пришлось столкнуться с неплатежами со стороны контрагентов, и это оказало негативное влияние на деятельность организаций.
Для 16,5% компаний серьёзным вызовом стала невозможность оснастить предприятие новым оборудованием, технологиями из-за существующего ограничения импорта товаров, работ или услуг.
Примерно столько же организаций – 15,5% из всего множества опрошенных – пожаловались на снижение спроса, произошедшее во II квартале 2023 года.
Резкий рост на отечественную продукцию стал серьёзным ограничением деятельности предприятий в 14,4% случаев.
Невозможность провести платежи с зарубежными контрагентами помешали работе менее десятой части опрошенных компаний. 7,2% компаний пришлось в текущих условиях сократить инвестиционные программы или перенести их более поздний срок, что оказало негативное влияние на их деятельность в отчётный период.
По словам 6,2% опрошенных, работу их компаний серьёзно ограничивал произошедший рост фискальной нагрузки.
Десятая часть респондентов сообщила, что компания не сталкивалась во II квартале с какими-либо проблемами, которые могли бы негативно сказаться на их деятельности.
В II квартале 2023 года выросла значимость проблем, связанных с валютной нестабильностью, а также проблем, вызванных резким ростом цен на продукцию из зарубежных стран. В остальном ситуация изменилась мало.
* Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа. Порог отсечения ~10%. Данные представлены по убыванию среднего значения.
Две трети участников мониторинга планируют сокращать расходы, чтобы повысить эффективность работы компании. Этот вариант на протяжении всех раундов исследования сохраняет первую позицию в списке возможных мер, которые компании планируют применять в текущих условиях для повышения эффективности своей деятельности.
В два раза реже респонденты отвечали, что в планах реализация на предприятиях программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Примерно столько же компаний – 31,6% из общего множества – собираются заняться разработкой программ по замещению импортной продукции – оборудования, комплектующих – в рамках собственных инвестиционных проектов.
28,4% организаций готовы пересмотреть список поставщиков из-за новых ограничений в контактах с компаниями из стран Европы, США и др., осуществить поиск необходимой продукции на других рынках.
Чуть более четверти опрошенных компаний (26,3%) планируют реализовать проекты по внедрению цифровых технологий в производство и/или оказание услуг. Такое же число организаций намерены сохранить или даже увеличить объёмы инвестиционных программ (и только 3,2% участников опроса сообщили, что им придётся сократить объёмы инвестиций в будущем).
Почти пятая часть организаций делает ставку на интенсификацию – увеличение выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства.
Начать требовать аванс с покупателей собираются 15,8% предприятий. В то же время отказаться от авансирования поставщиков в планах у 11,6% компаний.
О возможном повышении цен заявили 13,7% респондентов. Снизить цены в существующих условиях готовы только 2,1% компаний.
Переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России, планируют 12,6% предприятий из числа опрошенных.
В будущей продаже непрофильных активов заинтересованы менее десятой части компаний.
6,3% представителей бизнеса намерены менять структуру затрат предприятия без снижения выпуска и без сокращения объёма затрат. Такая же доля организаций ставит перед собой задачу переориентировать предприятие на выпуск иной продукции.
В целом, распределение ответов не изменилось. Единственное – компании несколько реже начали отмечать самый популярный ответ «в планах сокращение расходов» – его доля снизилась примерно на 10 п.п.
* Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%, данные округлены до целого числа; Данные представлены по убыванию среднего значения. Порог отсечения >10% в данных за I и II кварталы.
84,4% компаний, планирующих сократить свои расходы, начнут со снижения затрат на административные и хозяйственные нужды. В два раза реже – в 39,1% случаев – компании готовы начать экономить на сырье и комплектующих. Сократить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.) в планах у 28,1% опрошенных организаций.
Десятая часть компаний намерена снизить расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые в регионах присутствия.
Менее 5% организаций сообщили, что они планируют сократить свои расходы на персонал. По итогам первого квартала 2023 года этот вариант отмечали 13,5% участников мониторинга. Очевидно, в отчётный период компании крайне редко обращались к идее начать экономить средства на персонале.
* Вопрос предполагал возможность множественного выбора варианта ответа, сумма не сводится к 100%. Данные округлены до целого числа Доли приведены к общему числу респондентов, ответивших, что они планируют сократить расходы в компаниях.