Строительный и инфраструктурный форум
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство традиционно являются одними из самых значимых отраслей экономики нашей страны, определяющими динамику ее развития, обеспечивают занятость и доходы миллионов граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
В целях обеспечения устойчивого развития данных отраслей в Российской Федерации по последнее десятилетие последовательно реализовывалась государственная политика, направленная на расширение возможностей использования льготной ипотеки, в коммунальной сфере были запущены долгосрочные механизмы привлечения внебюджетных инвестиций: концессии и ценовые зоны теплоснабжения. Эти меры позволили существенно нарастить объемы ввода жилья и увеличить темпы обновления коммунальной инфраструктуры за счет привлечения опережающих инвестиций.
Развитие и поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства всегда способствовали наращиванию импортозамещения, созданию новых рабочих мест и увеличению спроса на продукцию промышленных производств. Глобальным результатом в этих отраслях, являются улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, нового качества инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека - главного капитала нашей страны.
В 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.
В 2024 году заметное влияние на развитие строительной и коммунальной отраслей начала оказывать денежно-кредитная политика, проводимая Центральным Банком. Рост ключевой ставки до 21 п.п. в октябре прошедшего года заставило всех без исключения участников рынка пересмотреть свои планы стратегического развития. Статистическая отчетность фиксирует кратное сокращение ипотечного кредитования, сворачивания масштабных программ по обновлению коммунальной и энергетической инфраструктуры.
В условиях текущего размера ключевой ставки и отсутствии доступных программ льготного финансирования эффекты от реализованных проектов не позволяют обслуживать сформированный долг (с плавающей ставкой) большинства ресурсоснабжающих предприятий, а несоразмерный рост операционных расходов (в т.ч. оплаты труда) вынуждает компании «сдвигать вправо» принятые ранее инвестиционные обязательства перед регионами, оставляя только инвестиции в обеспечение надежности, и перенаправить часть выручки на операционные расходы.
Все перечисленные выше обстоятельства вынуждают бизнес сообщество пересмотреть устоявшиеся подходы в работе, адаптироваться к новым изменениям, предложить государству альтернативные меры взаимодействия, направленные на сохранение темпов строительства и обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры, в интересах всех граждан и в целом отечественной экономики.
В рамках работы форума "Инфраструктура для жизни: формат участия бизнеса" будут рассмотрены вопросы:
- о ходе реализации Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ;
- о перспективах восстановлении рынка жилищного строительства;
- о влиянии ДКП ЦБ на долгосрочные программы развития ЖКХ;
- о тарифном регулировании в сфере ЖКХ;
- о комплексное развитие территорий;
- об эффективности реализации заключенных концессионных соглашений в ЖКХ;
- о возможностях поддержки семей с низкими доходами по оплате ЖКУ;
- о модернизации очистных сооружений;
- о производительности труда в строительстве.