Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Алексей Мордашов кует "стальную ОПЕК"

©

Чтобы сбалансировать спрос с предложением

Владелец "Северстали" Алексей Мордашов предлагает мировым сталелитейным компаниям ограничить выплавку стали, чтобы преодолеть кризис перепроизводства. Схема контроля за объемами производства существует в нефтяной отрасли в рамках Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК), похожий договор до недавнего времени был в калийной отрасли. Но, по мнению аналитиков, "стальную ОПЕК" саботируют китайские компании.

"Северсталь" намерена предложить крупным сталелитейным компаниям мира соглашение по ограничению объемов выплавки и остановке избыточных производств, заявил вчера Financial Times гендиректор и основной владелец компании Алексей Мордашов. Он привел в пример меры, принятые крупнейшими производителями алюминия — ЕС, США, Россией, Канадой, Австралией и Норвегией — в 1994 году. Тогда они договорились закрыть избыточные мощности, и мировое производство алюминия упало на 6%. Вчера в рамках дня инвестора господин Мордашов уточнил, что необходимо как можно скорее начать процесс переговоров с главами сталелитейных компаний. По его словам, площадкой для такого соглашения может стать, например, Всемирная организация производителей стали (World Steel Association), председателем которой в 2012-2013 годах был сам Алексей Мордашов, либо Организация экономического сотрудничества и развития.

Господин Мордашов не уточнил, насколько должны снизиться объемы выплавки и какой уровень цен является приемлемым для "Северстали". Средняя цена на плоский прокат в Европе, США и Китае с января упала на $20, до $640 за тонну, приводит пример Игорь Лебединец из "ВТБ Капитала". При этом по прогнозу World Steel Association, в 2013 году потребление стали в мире составит 1,5 млрд тонн, а производство — 1,7 млрд тонн.

Низкие цены на сталь и сырьевые товары, как считают в "Северстали", и стали причиной падения финансовых показателей компании. По опубликованной вчера отчетности "Северстали" по МСФО за девять месяцев 2013 года, выручка компании упала на 9,6%, до $9,9 млрд, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, EBITDA упала на 18,8%, до $1,4 млрд, чистая прибыль сократилась в шесть раз, с $912 млн до $157 млн. Другие крупные металлурги не комментируют предложения Алексея Мордашова. В Evraz и НЛМК от комментариев отказались, представитель ММК был недоступен. В ArcelorMittal и U.S. Steel на запросы "Ъ" не ответили. Но проблема перепроизводства стоит перед всеми металлургическими компаниями, говорит источник "Ъ" в отрасли, и предложение "Северстали" могло бы стать вариантом ее решения. По его словам, ключевой вопрос в том, удастся ли договориться с китайскими металлургами, на долю которых приходится половина мирового производства стали.

Аналогичные меры по сокращению производства в алюминиевой отрасли, также столкнувшейся с падением цен, предлагал еще и основной владелец "Русала" Олег Дерипаска. В августе он говорил, что мировым производителям необходимо снизить загрузку мощностей на 10% от объемов 2012 года, уточняя, что при складских запасах в объеме 7 млн тонн "40% мировых мощностей нерентабельные".

Контроль над объемами производства существовал в нефтяном картеле ОПЕК, а до этого лета негласное соглашение о приоритете цены над объемами было и у производителей калия — Канады, России, Белоруссии и Германии. Продажи западных компаний шли через трейдера Canpotex, а продажи "Уралкалия" и "Беларуськалия" — через Белорусскую калийную компанию. Производители сдерживали объемы производства, а цены по контрактам этих трейдеров фактически совпадали.

По словам Игоря Лебединца, в Китае металлурги получают господдержку, и им важнее рост объемов, а не прибыльность. Даже при спаде цен на сталь в 2011-2012 годах, когда в Европе и США сокращали производство, в КНР наблюдался его рост. По его мнению, соглашение сталелитейных компаний может работать на рынках Европы и Америки, но в мировом масштабе компании будут испытывать давление Китая. Профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский считает, что инициатива по созданию единого мирового регулятора в металлургии не противоречит нормам ВТО, которая запрещает ограничивать только экспорт продукции, но при этом нужно знать параметры будущего соглашения.

Коммерсантъ

Поделитесь