Антиофшорный проект столкнул депутатов и правительство

В пятницу поправки в Налоговый кодекс о контролируемых иностранных компаниях (КИК) рассматривал комитет Госдумы по бюджету. Итог оказался неожиданным для бизнеса и чиновников: предложено ужесточить проект, принятый в первом чтении (второе ожидается 18 ноября).

Новый механизм обяжет российских резидентов — компании и людей — платить налог с нераспределенной прибыли их иностранных активов. Цель — так называемые кошельки, в которых накапливаются дивиденды и проценты по кредитам. Поэтому закон не касается компаний, 80% прибыли которых — от активной деятельности. Другие условия освобождения по законопроекту — компания должна находиться в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, она обменивается информацией с Россией, а эффективная ставка налога КИК за границей — не менее 75% средневзвешенной ставки в России.

Бизнес добивался смягчения параметров, но документ оказался в Госдуме еще до окончания его обсуждения в правительстве и Кремле. 23 октября премьер Дмитрий Медведев говорил, что правительство завершает работу над документом, но в этот же день поправки были внесены в Госдуму руководителями четырех фракций. Версия совпадала в целом с последними предложениями Минфина. И была согласована с правительством, говорили тогда депутаты и чиновники.

Принятый в первом чтении документ предусматривал щадящий переходный период. До 2017 г. налог в России должны были бы платить владельцы не менее 50% долей в КИК, затем порог снижался до 25% (или до 10%, если более 50% КИК принадлежит россиянам). Но накануне заседания комитета депутаты Валерий Трапезников, Евгений Федоров и Денис Вороненков внесли поправки, сокращающие вдвое переходный период. Пятидесятипроцентный порог будет действовать только в 2015 г., а с 2017 г. он будет снижен до 25%, одобрил комитет поправки.

Зато правительственный блок поправок, который учитывал некоторые предложения бизнеса, комитет отклонил. Получить комментарии председателя комитета Андрея Макарова не удалось. По словам члена комитета Антона Ищенко, Макаров говорил, что правительство не должно вносить поправки, меняющие суть законопроекта депутатов. Он предложил правительству внести свой законопроект, который будет рассмотрен на общих основаниях, говорит Ищенко. Обсуждение проекта еще продолжится, считает федеральный чиновник.

Поправки правительства концепцию не меняли, но делали работающим механизм КИК, устраняли технические ошибки и лишнюю нагрузку на бизнес, говорят чиновник и участвовавший в обсуждении документа эксперт. Например, они упрощали перераспределение прибыли между иностранными структурами холдингов. Не пришлось бы платить налог в России с прибыли КИК, если на 90% она формируется из дивидендов иностранных структур, занимающихся активной деятельностью.

Без такой поправки усложнятся иностранные инвестиции, говорит партнер PwC Екатерина Лазорина: дивиденды иностранных трейдеров могут аккумулироваться на счетах иностранного субхолдинга, который затем вкладывает их в иностранные активы, например в производство. Из-за правил КИК придется с этих доходов заплатить налог в России или же выплатить их в виде дивидендов российскому же резиденту, который затем вложит их за границей, описывает цепочку операций Лазорина. Российский бюджет может даже проиграть, замечает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: при выплате дивидендов в Россию налог с них может не удерживаться (ставка 0% при владении 50% акций), зато за границей он может быть удержан. Впрочем, поправка могла создать лазейку в законе, считает Щекин: дать возможность в некоторых случаях уводить от российских налогов прибыль иностранных структур.

Не захотел комитет и вывести из-под налога прибыль активных КИК из стран, с которыми нет соглашения об избежании двойного налогообложения. Это позволяло бы не облагать торговую прибыль, аккумулируемую в офшорах, говорит Щекин.

Сокращение переходного срока вдвое — серьезный удар, замечает Лазорина. Более широкий круг лиц, в том числе миноритарии, будут платить налоги от доходов КИК на год раньше (в 2017 г. по прибыли за 2016 г.), говорит партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. А вот перестроить структуру холдинга, чтобы приспособиться к новому закону, за год можно, считает он: многие уже делают это. Не всегда хватит года, не согласна Лазорина: есть юридические процедуры ликвидации или переезда бизнеса, они могут быть продолжительными. Даже если из-за закона о КИК холдинг решит перевести активы в Россию, переезд может занять больше года, еще сложнее будет гражданам, говорит она. Ужесточение закона может иметь обратный эффект — больше людей могут захотеть отказаться от российского налогового резидентства, предупреждает Лазорина.

Читайте также:
Белый дом потеплел к офшорам: правительство поддержало собственный законопроект о контролируемых компаниях

В дискуссии бизнеса и Минфина о налогообложении офшоров появилась определенность

Поделитесь