«Богатый платит больше, бедный — меньше». Что говорили на ПМЭФ о налогах

© РБК

Во второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла посвященная налогам сессия под названием «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность». РБК собрал цитаты участников дискуссии.

О справедливости налогообложения

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров: «Справедливая система определяется все-таки мудростью налоговой системы. Никто ничего не придумал за последние две тысячи лет лучше, чем император Тиберий. Две тысячи лет назад он сказал, что хороший пастух стрижет своих овец, а не сдирает с них шкуру. Мне кажется, и при принятии налоговых законов, и при их последующей доработке, если мы будем руководствоваться вот этой мыслью, у нас все получится».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: «Часто приходилось слышать такой комментарий: «Ну что, жалко вам при доходе 200 тыс. руб. в месяц еще тысячу-другую [налога] заплатить?» Не жалко, но хочется, чтобы налоговая система была сбалансированной, стабильной и справедливой».

Президент «Опоры России» Александр Калинин: «Богатый платит больше, бедный — меньше, это касается и бизнеса, и регионов. Это справедливо. Кто инвестирует больше, тот получает больше вычет. Это справедливо. Большинства налогоплательщиков России, как и 97% микробизнеса, изменения не коснулись. Самозанятым как обещали десять лет ничего не менять, так ничего и не меняется. Поэтому в принципе подходы справедливые и логичные, но мы надеемся, что ко второму чтению также будет диалог».

О федеральном инвестиционном вычете

Александр Шохин: «Нас не может не беспокоить определенная неопределенность того, каким будет федеральный инвестиционный вычет [по налогу на прибыль]. Мы предлагали его сделать глубоким, чтобы инвестируемая часть прибыли [возвращалась] не по принципу сороки-белобоки — этому дала, он воду носил и т.д. Принцип, что будем давать либо технологически активным компаниям, либо приоритетным отраслям, — это принцип сказки про сороку-белобоку. А мы считаем, что любые инвестиции в основной капитал, в технологическое перевооружение, в территории присутствия, в образование, в здоровье работников, инвестиции в рамках групп компаний надо поощрять этим федеральным инвестиционным вычетом. Хотелось бы получить торжественное обещание перед лицом товарищей, что это будет действительно глубокий инвестиционный вычет».

Андрей Макаров: «Я правильно понимаю, что вы ждете, что сейчас [министр финансов Антон] Силуанов ответит: «Мамой клянусь»? Или [министра экономического развития Максима] Решетникова хватит?»

Александр Шохин: «Мне хватит Силуанова и Решетникова вдвоем».

Министр экономического развития Максим Решетников: «В законе этот вопрос вынесен на уровень правительства, и, наверное, по-другому быть не может. Очевидно, баланс придется искать динамически. Сложный будет разговор. Я не думаю, что все запросы Александра Николаевича [Шохина] нам удастся удовлетворить. Нам придется таргетировать инвестиции, выделять приоритеты. Объемы и глубина инвестиционного вычета не будут автоматическими».

О сбалансированности налоговой системы

Гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров: «А с чего вы взяли, что налоговая система была сбалансирована? Сбалансированность, как и справедливость, у каждого своя. Прежняя система, с точки зрения бизнеса, с точки зрения Министерства финансов, казалась сбалансированной, но, с точки зрения большинства людей, НДФЛ казался несбалансированным».

Министр финансов Антон Силуанов: «Мы сколько соберем от этой налоговой системы, столько и отдадим. Здесь нет каких-то предложений в кубышку сохранить, еще куда-то. Все, что соберем, сбалансированно отдадим. И у нас будет еще сбалансированный бюджет, а это и стабильность инфляции, и ставки, и все вытекающие последствия».

О стабильности параметров налоговой системы

Председатель «Деловой России» Алексей Репик: «В условиях изменяющейся каждый день конъюнктуры рассчитывать на абсолютную, полную фиксацию условий, наверное, наивно. Вопрос: насколько мы сможем приблизиться к этой фиксации и в принципе зафиксировать?»

Александр Шохин: «Мне кажется, что если законопроект будет принят в том виде, в котором он внесен, то не надо его стабилизировать на шесть лет. Через пару лет будет понятно, какие предлагаемые элементы налоговой системы не доказали свою эффективность. <...> Нужна предсказуемость в большей степени, чем стабильность».

Максим Решетников: «Важный момент, который внесен в этот законопроект, — это предложение по НДПИ (налогу на добычу полезных ископаемых), когда мы размер ставки НДПИ начинаем варьировать в зависимости от неких бенчмарков, от объективной ситуации на рынках. <...> Все ли там достроено — ну, наверное, тут мы подискутируем. Нам, как Министерству экономики, очень важно, чтобы все эти параметры оставляли возможность для инвестирования, в том числе и расширенного инвестирования, в отрасли, которые работают на длинном цикле, которые очень капиталоемкие. И относительно которых мы в последние годы привыкли рассуждать о суперприбыли, а они, скорее всего, входят в другую часть суперцикла, в период снижения цен. Поэтому не все там будет просто, и мы должны понимать, что в какой-то момент мы должны быть готовы обнулять НДПИ, чтобы не сокращать объемы производства».

О дроблении бизнеса

Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров: «Мы были абсолютно апологетами того, что мы должны в комплексе решать проблему как перехода из малого бизнеса, так и дробления. Она реализована пакетно — расширение [порога годового дохода для применения УСН] и, соответственно, амнистия».

Даниил Егоров: «По амнистии. Мы и с коллегами из «Опоры России» проговорили параметры амнистии и искали выходы, и с коллегами из РСПП, «Деловой России», Торгово-промышленной палаты. Мы все варианты посмотрели и выбирали из них. Оттуда, например, решение, что декларироваться не нужно специально в рамках амнистии, а достаточно активными действиями показать, что ты уже на том режиме, которому соответствуешь. И мы, конечно, учли то, что это не одноактовое действие, что, мол, с 1 января 2025 года ты перешел и больше у тебя шанса нет. Там есть еще вторая возможность. Если налоговая видит, что у тебя искажение, есть возможность все равно амнистироваться, но тогда тебе придется уточниться за один год».

Алексей Репик: «Единственное, чего нам не хватает, — это понять, что это первая и последняя амнистия в этом вопросе. Все остальное просто призовет всех продолжать нарушать в расчете на следующую амнистию».

О восприятии налоговых изменений в обществе

Валерий Федоров: «Пока окончательный вердикт не вынесен, общественное мнение формируется. Пока только две трети опрошенных знают, что начались [налоговые] изменения, и как-то знакомы с теми или иными положениями. Думаю, недели через две-три это мнение полностью сформируется и будет выражено. <...> Один из главных аспектов — на что пойдут собранные деньги».

Валерий Федоров: «Два предложения получили огромный резонанс и широкую поддержку. Пятиступенчатая шкала НДФЛ — 76% опрошенных поддержали и считают, что это справедливое решение. Второе нововведение, которое широко разошлось и получило еще более широкую поддержку, — социальный кешбэк, возврат переплаченных налогов для семей с двумя и более детьми при определенных критериях доходов. 85% сочли это решение правильным, своевременным и справедливым».

Поделитесь
#ПМЭФ2024