Эксперты Комитета по научно-образовательной и инновационной политике приняли участие в мероприятиях Форума о цифровой независимости в бизнесе и образовании Digital Innopolis Days 2023, проходившем 19-20 октября в Татарстане. Основной акцент конференции был направлен на цифровую независимость в бизнесе и образовании.
В ходе экспертной дискуссии «Наукоемкий бизнес или коммерческая наука?» обсуждались разные подходы к сотрудничеству структур высшего образования и реального сектора экономики. Представители бизнеса говорили о необходимости рассматривать любую кооперацию с вузами как инвестиционный (коммерческий) проект. В свою очередь, руководители центров трансфера технологий указывали на то, что работодатель вузов – Минобрнауки – требует прежде всего выполнения показателей и индикаторов, а это зачастую вступает в противоречие с «реальной» работой. Как один из практических примеров государственно-частного партнерства обсуждались проекты в рамках 208 ПП – гранты на реинжиниринг критически важных комплектующих изделий.
В Концепции СНТР отмечается, что необходимо создание цифровых платформ (маркетплейсов) для взаимодействия крупных заказчиков и разработчиков высокотехнологичной продукции. Их разработка ведется как профильными министерствами, так и коммерческими структурами. На мероприятии была представлена, в частности, база R&D, разработанная в Сколково и внедряемая в настоящее время в вузы, - Sk RnD Market - Платформа для поиска исполнителей и заказчиков в сфере технологических услуг.
Ярким событием Форума стала форсайт – сессия, проводившаяся в рамках секции «Передовые инженерные школы». Участники пытались ответить на вопрос, «Инженер будущего – какой он?». В ходе мероприятия студенты, представители индустрии и образовательных организаций высшего образования обсудили ценности и потребности новой системы подготовки инженеров.
Если бизнес упоминал прибыль, расходы и достижение целей, то студенты делали упор на престиж профессии и возможности самореализации. Участники отмечали, что цифровой инжиниринг не совпадает с «традиционными» технологиями, но не отменяет их, а, скорее, дополняет и развивает. Особенно подчёркивалась необходимость преемственности технологий и подходов: от «реального» машиностроения к виртуальному проектированию и испытаниям. Результатом форсайт сессии стал список из 15 практических шагов по оптимизации деятельности передовых инженерных школ.