Механизмы электронного правительства играют ключевую роль в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Правительства в регионе деятельности Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) широкого используют инструменты ИКТ, больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения для улучшения предоставления государственных услуг, расширения возможностей граждан и повышения качества жизни. Важность данной работы подтвердил COVID-19.
Вместе с тем не все страны одинаково успешны в развитии механизмов электронного правительства. Согласно Глобальному исследованию ООН в области цифрового и устойчивого упрощения торговых процедур 2019 (UN Global Survey on Digital and Sustainable Trade Facilitation 2019) средний уровень реализации группы мер по внедрению безбумажной торговли по региону ЕЭК ООН составляет 71,7%. При этом в странах-лидерах, таких как ЕС, Швейцария и Норвегия он составляется 77%, а в государствах Юго-Восточной Европы – 47,5%. В трансграничной безбумажной торговле – имплементаций отстает: 53% для ЕС, 38,8% и 25,9% – для стран Восточной и Юго-Восточной Европы, соответственно.
В опубликованном 10 июля Исследовании ООН электронного правительства 2020 оценивается уровень цифровизации правительств 193 государств-членов ООН. В документе предлагается ряд рекомендаций по продвижению данных процессов применительно к упрощению торговых процедур, в основе которых лежит пять принципов:
- Упрощение торговых процедур не является целью самой по себе, а является механизмом повышения эффективности торговли. Это требует не только акцентирования внимания на «низко висящих» фруктах в предоставлении услуг в цифровом виде, но и работы над достижением долгосрочных целей.
- Упрощение торговых процедур динамический процесс. С развитием технологий в соответствующие положения также должны вноситься оперативные изменения на основе оценки издержек и выгод, а также регулярного мониторинга ситуации для участников торговли.
- Эффективное претворение в жизнь политических решения необходимо для максимизации выгод от предоставления услуг в цифровом виде. Дублирующие системы могут привести к избыточным расходам и снизить потенциальные преимущества от цифровизации.
- Развитие институционального потенциала позволит получить оперативный отклик от профессионального сообщества, что в особенности необходимо на быстроменяющемся и конкурентном глобальном рынке.
- Подходы к цифровизации должны быть сформированы таким образом, чтобы они могли внести вклад в реализацию международной повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., а также удовлетворять потребностям микро-, малого и среднего предпринимательства, участвующих в торговле женщин и уязвимых секторов, таких как АПК.