24 марта 2016 года в Аналитическом центре состоялся круглый стол «Энергетическое машиностроение в России: мониторинг изменений».
В работе круглого стола приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, энергетических и машиностроительных компаний, экспертных организаций и академического сообщества.
В ходе кругового стола эксперты обсудили текущее состояние отрасли производства генерирующего оборудования, проблемы и перспективы ее развития. Также специалисты рассмотрели изменения в отрасли в результате реализации мер промышленной политики в России, включая планы по импортозамещению.
«На данный момент вопросы импортозамещения в энергетическом машиностроении стоят очень остро, - сказала советник Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Елена Медведева. - Порядка 50% основного оборудования, эксплуатируемого в отрасли, импортного производства». По словам советника, это большой процент, несущий угрозы энергетической и экономической безопасности страны. По паровым турбинам в эксплуатации находится 13% иностранного производства: 25% по единицам оборудования и 25% по мощности. «По газовым турбинам - только 37% российского производства по количеству и 32% по мощности. И это турбины малой мощности, так как аналогов российского производства средней и большой мощности не существует», - сообщила Медведева. Сейчас заменить российскими образцами можно только 7 эксплуатируемых газовых турбин иностранного производства, уточнила советник. Также Медведева отметила, что Минэнерго России начал совместную работу с Минпромторгом России по реализации программы поддержки импортозамещения энергетического машиностроения.
Заместитель председателя Комиссии РСПП по машиностроению, вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ Владимир Сметана видит основную проблему отрасли в дестабилизации рубля. «Мы наблюдаем постоянное колебание рубля, а для промышленности нужна стабильность. Наши инвестиционные проекты в области машиностроения длятся 5-7 лет, поэтому в сложившейся ситуации становится невозможно планировать работу», - полагает эксперт. Специалист отметил, что существуют сложности в экспортном потенциале, внешние рынки для нас закрыты. «При этом спрос на энергетическое машиностроение внутри страны очень низок, и где его брать, непонятно», - резюмировал специалист.
Участники мероприятия отметили, что для эффективной работы отрасли необходимы стабильный рубль, инвестиционные средства под зарубежные экспортные контракты, хорошие кредитные ресурсы, при этом для экспорта нужно рассматривать специальные условия.
По материалам Комиссии РСПП по машиностроению