Финансовый форум 2018 «Финансово-банковская система России: новые вызовы и риски»

В статье представлен обзор выступлений представителей органов государственного управления и участников рынка на недавно прошедшем финансовом форуме. Его участники отметили достижения финансовой отрасли в минувшем году, подчеркнув, что Банку России удалось стабилизировать ситуацию в отрасли. Одновременно было указано на сохранение тревожных тенденций и серьезных рисков, вызывающих обоснованные опасения у профессионального сообщества.

В начале февраля в рамках недели российского бизнеса состоялся финансовый форум, который ежегодно проводит Российский союз промышленников и предпринимателей (Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности). Отличием данного форума от предыдущих встреч предпринимателей с представителями регулирующих органов власти стала объединенная сессия, на которой рассматривались наиболее важные проблемы национальной финансовой системы.

По словам одного из представителей банковского сообщества, девизом форума может быть выражение: «Если все хорошо, то, наверное, мы не все знаем». Обобщая выступления участников, можно выделить несколько самостоятельных тем:

- что положительного было в минувшем году;
- какие тенденции вызывают опасения относительно развития в 2018 г.;
- планы органов управления по совершенствованию и обновлению действующего регулирования;
- перспективы цифровизации финансового посредничества и банковского дела в частности.

Участники форума о положительных итогах 2017 г.

Банку России удалось стабилизировать темпы инфляции, достичь и даже превысить ранее объявленный таргет по темпам инфляции на 2017 г. Регулятор планировал к концу года замедлить номинальный темп инфляции до 4%. По итогам года, по данным Росстата, потребительская инфляция составила 2,5%. Это самый низкий показатель с 1992 г. На текущий год Банк России прогнозирует, что темп инфляции по индексу потребительских цен составит вновь 4%. Стабилизация темпов инфляции создает благоприятные макроэкономические условия для планирования и финансирования бизнес-процессов.

Представители российского бизнеса отмечали, что поддерживают усилия ЦБ РФ по оздоровлению банковской системы и всего финансового рынка и понимают, что данный курс будет продолжен и в 2018 г. Отмечалось, что в 2015 г. регулятор отозвал лицензии у 93 коммерческих банков, в 2016 г. – у 97, в 2017 г. – у 47. В прошлом году лицензии были отозваны у 30 страховщиков, а в течение 2015–2016 гг. рынок покинуло 150 страховых компаний. Аналогичная картина характерна и для других сегментов российского финансового рынка.

Усилия регулятора по повышению дисциплины и ответственности коммерческих банков за соблюдение пруденциальных требований способствует тому, что постепенно финансовое посредничество становится более открытым для всех участников. В перспективе это должно укрепить доверие к кредитным организациям со стороны хозяйствующих субъектов и населения, стабилизировать ситуацию на межбанковских рынках, снизить кредитный и операционный риски.

Несмотря на резкое сокращение числа действующих коммерческих банков, население и организации сохранили доверие к национальному банковскому сектору. Это нашло отражение в приросте совокупных банковских депозитов на 7% от физических лиц и на 9% от юридических.

Банк России в течение 2017 г. последовательно, но осторожно, 6 раз снижал ключевую процентную ставку, в итоге она сократилась за год с 10 до 7,75%. В начале 2018 г. регулятор сохранил данную политику (9 февраля совет директоров Банка России снизил ключевую ставку еще на 25 базисных пунктов, до 7,50% годовых).

В целом это привело к уменьшению среднерыночных процентных ставок и для корпоративного сектора, и для населения. Об этом, в частности, свидетельствуют и статистические данные ЦБ РФ. Процентная политика банковского сектора следовала за процентной политикой регулятора (табл.). Более того, по отдельным кредитным продуктам российские кредитные организации снижали процентные ставки более быстрыми темпами, чем опускалась ключевая ставка ЦБ.

Динамика среднерыночных процентных ставок по кредитам в 2017 г., %


Кредиты

Январь 2017 г.

Ноябрь 2017 г.

Среднее снижение,
проц. пункты

Населению, в том числе до 1 года

22,88

19,66

3,22

Населению, более 1 года

16,85

14,09

2,76

Малому и среднему бизнесу (МСБ), в том числе до 1 года

14,77

12.79

1,98

МСБ, более 1 года

12,78

 9,94

2,84

Нефинансовым организациям, в том числе до 1 года

11,61

 9,67

1,94

Нефинансовым организациям, более 1 года

12,46

 9,74

2,72

Особенно заметно снижение процентных ставок по кредитным продуктам, предложение которых поддерживается бюджетными программами, в частности, по ипотечным кредитам.

Как положительный итог 2017 г. участники форума отметили хорошую прибыль сектора в целом: она хоть и снизилась на 15% по сравнению с 2016 г., составила 790 млрд руб. По данным регулятора, из 515 действующих коммерческих банков 420 отчитались о прибыльности бизнеса. Отметим, что из 790 млрд руб. прибыли сектора 647 млрд (81,9%) получил Сбербанк России.

Благоприятной тенденцией 2017 г., по мнению ряда участников форума, стало некоторое снижение доли просроченной задолженности в кредитных банковских портфелях, что позволяет говорить об определенной стабилизации ситуации. По данным Банка России, за 2017 г. доля просроченных кредитов уменьшилась с 6,72% на начало года (после достижения пика 7,39% в марте) до 6,68%. Несколько более заметной была тенденция снижения просроченной задолженности по розничным кредитам – с 8,1 до 7,3%.

В 2017 г. банковский сектор продемонстрировал рост совокупных активов на 4,9%, или на 3,9 трлн руб., после их сокращения в 2016 г. Особенно быстрыми темпами росло розничное кредитование: портфель розничных кредитов за год вырос почти на 1,5 трлн руб., или на 14%. Вклад розничного кредитования в годовой прирост банковских активов составил 38,4%. Основным направлением розничного кредитования в прошлом году было ипотечное кредитование.

Тревожные тенденции 2017 г.

Рост доли банков общественного сектора. Поддерживая общий курс Банка России на оздоровление всех направлений финансового посредничества, участники форума выразили опасения относительно курса на огосударствление финансового посредничества и сужение пространства для частного бизнеса. Искажение рыночной конкуренции участники рынка видят прежде всего в том, что в государственных банках и в кредитных организациях, в капитале которых значительна доля общественного сектора, уже сосредоточено, по оценкам экспертов, более ¾ совокупных активов банковского сектора [1].

К концу 2017 г. в топ-10 входило только два частных коммерческих банка, а в топ-20 – пять, хотя, по оценкам экспертов, действительно независимыми от государства являются лишь три, а в 2016 г. их было восемь. В результате рыночная доля кредитных организаций общественного сектора становится все больше, а рыночное пространство для частного банковского бизнеса сжимается.

Государственные банки уже доминируют на рынках наиболее привлекательных банковских продуктов. Их экспансии также способствуют прямые законодательно-нормативные документы, устанавливающие, в каких банках могут обслуживаться наиболее эффективные российские предприятия, а также списки кредитных организаций, которым разрешено предоставлять те или иные услуги (например, гарантии по бюджетным контрактам [2]); принимать на депозиты временно свободные бюджетные средства; вести счета, аккумулирующие средства на капитальный ремонт многоквартирных домов и др. Такой подход законодателей, с одной стороны, преследует цель сохранности бюджетных средств, а с другой, изначально предоставляет банкам общественного сектора важные привилегии, что серьезно искажает условия конкуренции на рынке финансового посредничества.

Участники форума отметили, что возможность оказания определенных услуг, увязанная с размером капитала кредитной организации, также дает государственным банкам преференции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.08.2017 № 986, регламентирующем порядок размещения бюджетных средств на счетах в коммерческих банках, установлены следующие требования: наличие универсальной лицензии, размер собственного капитала не менее 250 млрд руб., рейтинг не ниже «A+(RU)» от АКРА и не ниже «ruA+» от «Эксперт РА», участие в системе страхования вкладов, отсутствие задолженностей [3].

Курс ЦБ РФ на повышение дисциплины в банковской отрасли сопровождается отзывом лицензий – только с начала 2018 г. регулятор отозвал лицензии у 6 коммерческих банков. По оценкам экспертов РИА Рейтинг, в среднесрочной перспективе как минимум 4 коммерческих банка, входящих в топ-50, могут быть признаны неплатежеспособными, лишиться лицензии или в отношении их будет инициирована процедура оздоровления [4]. В итоге на межбанковских рынках сохраняется высокая неопределенность и недоверие участников друг к другу. В частности, это проявляется в росте средств, которые коммерческие банки держат на счетах в Банке России, а не направляют на межбанковские рынки.

Расхождения между спросом и предложением кредитов. Хотя в целом коммерческие банки в минувшем году смогли нарастить кредитные портфели, их структура претерпела нежелательные изменения. Так, в течение года происходило сокращение удельного веса кредитов нефинансовым организациям. Особенно существенно уменьшилась доля кредитов, выделяемых на срок более 3 лет – с 15,88 до 9,54% [5]. У корпоративного сектора сложился устойчивый спрос на кредиты в целях развития, однако удовлетворить его банки зачастую не в состоянии в силу множества проблем:
• организации нефинансового сектора не устраивают высокие процентные ставки, запрашиваемые банками при кредитовании на срок более 1 года, а банки не могут их снижать в силу высоких рисков и высокой стоимости фондирования;

• необходимость формирования кредитными организациями дополнительных резервов на возможное обесценение ссудной задолженности. Хотя по официальным данным доля просроченной кредитной задолженности в 2017 г. стала снижаться, по оценкам рейтингового агентства АКРА, фактический ее уровень существенно выше – 12–15% [6]. Как свидетельствуют данные, в прошлом году росло число банкротств юридических лиц, и этот рост ускорился во второй половине года, – на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. [7]. Всего за год банкротами были признаны 13 557 компаний, что соответствует уровню кризисного 2009 г. [8];

• высокие требования к уровню кредитоспособности потенциальных заемщиков и качеству предоставляемых ими обеспечений, которые обязаны соблюдать коммерческие банки, но не могут подтвердить предприятия.

К тому же, по словам президента Ассоциации российских банков Г. А. Тосуняна, кредитные организации все больше замыкаются сами на себе, а не кредитуют реальную экономику. Совокупная ликвидность банковского сектора за год увеличилась на 26%, средства банков на корсчетах – на 57%, а портфель корпоративных кредитов – только на 0,2%, а кредитов населению – на 7%.

Меры органов государственного управления

Улучшение регулятивной среды. В выступлении на форуме А. Г. Аксаков, президент Ассоциации банков России, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказал о планах депутатского корпуса по совершенствованию законодательного регулирования финансового посредничества, выделив следующие направления:
- внесение изменений в действующие законодательные акты, делающих больший упор на использование независимых рейтингов, а не на величину капитала финансовых посредников при определении их доступа к оказанию услуг бюджетополучателям (опыт применения такого подхода в жилищном строительстве показывает положительные результаты; в настоящее время в комитетах Госдумы обсуждаются предложения заинтересованных сторон, в том числе банковского сообщества);

- внесение изменений в законодательные акты, направленные на деофшоризацию российской экономики, в том числе пересмотр перечня финансовых центров, операции в которых запрещены для российских резидентов (в частности, это потребует внесения изменений в законодательное регулирование понятия «иностранный инвестор»);

- подготовка депутатами Госдумы законодательного сопровождения новой налоговой амнистии;

- в профильных комитетах согласован подход к определению функций и сфер ответственности финансового омбудсмена для страховой отрасли, в ближайшее время для публичного обсуждения будет предложен соответствующий проект федерального закона;

- депутаты Госдумы утвердили распространение системы страхования банковских вкладов на средства малого и среднего бизнеса в объеме 1,4 млн руб. (соответствующий проект федерального закона предполагается утвердить в ходе весенней сессии);

- с целью увеличения привлекательности фондового рынка для частных розничных инвесторов в настоящее время обсуждается вопрос страхования средств, помещенных на индивидуальные инвестиционные счета (законопроект прошел второе чтение);

- в Госдуме прошел первое чтение законопроект о сделках с производными инструментами, но ряд вопросов еще не согласован (в том числе по вопросу обязательного маржирования сделок);

- активно идет обсуждение вопросов регулирования информационной экономики, а также двух законопроектов, подготовленных Министерством финансов РФ и Банком России (компромиссные решения пока не найдены).

Доступность фондирования в целях развития. По словам С. А. Швецова, первого заместителя председателя Банка России, в наступившем году регулятор продолжит реализацию долгосрочной правительственной программы развития национального финансового рынка на период до 2020 г. [9]. Банк России полагает, что удовлетворению спроса на средне- и долгосрочное финансирование будут способствовать несколько мер.

1. В 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 486  «О синдицированном кредите (займе)» [10], который дает определение данного продукта, а главное – позволяет объединять средства кредитных организаций и небанковских компаний для выделения долгосрочных кредитов на цели развития.

2. Регулятор прилагает значительные усилия по стимулированию выхода компаний на фондовый рынок для привлечения финансирования, и они оказались довольно успешными. Так, рынок корпоративных облигаций за год вырос почти на 20%. Эту тенденцию подтвердил и А. К. Афанасьев, председатель правления ПАО Московская Биржа, который отметил, что в прошлом году на бирже был превышен пик IPO российских компаний. Он также назвал отличительные особенности этого процесса:

- публичные размещения стали проводить средние по размерам российские компании;

- выросло число двойных выпусков (всего 16), когда эмитенты одновременно размещали выпуски ценных бумаг и на Московской Бирже, и на зарубежных биржах;

- крупные российские компании-эмитенты уходят с внешних рынков, проходят листинг на Московской Бирже и переводят торговлю своими ценными бумагами на национальную торговую площадку.

3. Очищение банковского сектора в последние годы привело к сокращению числа инвестиционных банков, в результате в стране образовался дефицит национальных организаторов публичных размещений ценных бумаг. Для решения данной проблемы Банк России активно работает над разработкой стандартного «коробочного продукта», внедрение которого позволило бы упростить процедуры организации публичных размещений и решить проблему дефицита андеррайтеров.

В то же время, по словам С. А. Швецова, активность эмитентов на рынке ценных бумаг серьезно ограничивается нежеланием многих российских компаний становиться публичными и раскрывать информацию о своей деятельности.

4. По мнению руководства Банка России, развитие и распространение цифровых технологий, над чем активно работает регулятор, будет стимулировать отечественные предприятия к большей открытости и способствовать дифференциации источников фондирования.

5. Регулятор намерен в будущем при установке пруденциальных требований  делать больший упор на независимые рейтинги и аудит. Однако в полной мере это станет возможным только после завершения реформирования аудиторской деятельности.

Расширению доступности фондирования для реализации инвестиционных проектов в 2018 г. должен способствовать, по словам М. А. Растригина, первого заместителя министра, разработанный Министерством экономического развития РФ механизм, получивший название фабрики проектного финансирования, созданной на базе ВЭБа [11]. МЭР предполагает, что проект «фабрики» будет скоро запущен, а в последующем к нему могут присоединиться крупнейшие российские коммерческие банки, в частности, о заинтересованности в проекте сообщали Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк [12].

Регулирование порядка предоставления бюджетных субсидий закреплено за МЭР, а на контролирующие органы возложена обязанность осуществлять надзор за соблюдением условий, целей и порядка выдачи субсидий. Функции ВЭБа определены как оператора «фабрики» – органа, отвечающего за отбор финансируемых инвестиционных проектов, и организатора синдицированных кредитов.

Предусмотрено несколько источников фондирования «фабрики» – имущественный взнос и субсидии федерального бюджета, эмиссия долгосрочных публично размещаемых облигаций через специализированное общество проектного финансирования (СОПФ) [13], синдицированные кредиты, в том числе с привлечением средств частных инвесторов. По словам М. А. Растригина, доля облигационного финансирования планируется в объеме до 40% потребности «фабрики» в фондировании. Это, по замыслу МЭР, будет способствовать углублению российского долгового рынка. К тому же участники рынка получат дополнительный надежный долговой инструмент.

Помимо удовлетворения спроса на долгосрочное финансирование, данный проект обладает для компаний-участников еще и тем преимуществом, что он предусматривает низкие фиксированные процентные ставки на весь период реализации инвестиционного проекта.

Роль банков общественного сектора. Д. В. Тулин, первый заместитель председателя Банка России, подчеркнул, что у регулятора нет никакого плана в отношении желательного числа банков в нашей стране, ЦБ также не стремится к огосударствлению банковского сектора. Единственная задача, на решение которой направлены усилия регулятора, – это повышение качества банковского бизнеса.

По мнению Д. В. Тулина, форма собственности не имеет принципиального значения, если бизнес-модель банка основывается на рыночных принципах, а корпоративное управление осуществляется на основе состоятельной и эффективной модели. Если эти условия соблюдаются, функционирование государственного банка мало чем отличается от деятельности частных кредитных организаций, поэтому не следует их противопоставлять.

Во многом огосударствление банковского сектора является следствием процесса оздоровления, и Центральный банк не стремится стать собственником санируемых банков. В то же время государство не может за счет бюджетных средств рефинансировать неплатежеспособные коммерческие кредитные организации: раз бюджетные средства вносятся в капитал санируемого банка, то государство должно становиться его собственником.

В настоящее время банки с государственным участием в капитале начинают конкурировать друг с другом, и такая тенденция будет усиливаться. В результате это будет способствовать поддержанию условий конкуренции на рынке банковских услуг. Выход на рынок новых акторов (санируемых кредитных организаций), которые достаточно капитализированы и у которых есть избыточная ликвидность, также будет стимулировать конкуренцию.

Другим направлением усилий регулятора по поддержанию справедливой конкуренции на рынке банковских услуг выступает поддержка малых и средних кредитных организаций. Вступление в силу Федерального закона № 92-ФЗ о пропорциональном банковском регулировании позволит малым и средним коммерческим банкам получить базовую лицензию и продолжать функционировать, поддерживая развитие местных экономик.

Обширный список предполагаемых мер по совершенствованию регулятивной среды для банковского бизнеса, по мнению Г. А. Тосуняна, не включает два важных предложения Ассоциации российских банков:

- о создании банка плохих долгов, который воплощал бы механизм предотвращения банкротств или санации кредитных организаций. Такой банк аккумулировал бы плохие банки на превентивной основе (пропорционально капиталу кредитных организаций). Безусловно, санация предпочтительнее банкротства, но лучше не допускать ни того, ни другого;

- о снижении регулятивной нагрузки на банки. Следует понимать, что появление криптовалют – следствие избыточного банковского регулирования, которое стимулирует уход финансового посредничества в менее зарегулированные сегменты.

Перспективы цифровизации банковского дела

Представители банковского сообщества единодушно отмечали, что им сложно планировать бизнес в условиях неопределенности регулирования инновационных финансовых технологий. С разъяснением позиции Банка России на форуме выступила О. Н. Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России, член совета директоров ЦБ РФ. Она отметила, что развитие и применение цифровых технологий может быть крайне благоприятным фактором экономического роста. Для реализации их потенциала определяющим, по мнению руководства Банка России, является работа по 5 направлениям:

1) нормативное регулирование цифровой экономики;

2) создание инфраструктуры цифровой экономики;

3) обеспечение информационной безопасности;

4) подготовка кадрового обеспечения цифровой экономики;

5) разработка профессиональных компетенций в цифровой экономике и проведение исследований. В настоящее время хаотичное развитие розничного рынка цифровых продуктов представляет собой серьезный вызов для регулятивных и надзорных органов. Обсуждение конкурирующих законопроектов по регулированию сделок и обращению цифровых активов показало, что у ведомств нет разногласий по определению базовых понятий, но есть принципиальное разногласие относительно возможности обмена криптовалют на фиатные деньги. Банк России полагает, что криптовалюты в настоящее время несут значительные риски для простых потребителей.

В то же время инновационные финансовые технологии содержат огромный потенциал. Поэтому перед регулирующими органами стоит важная задача – искать компромисс между стимулированием развития новых технологий и защитой интересов потребителей. Планируется к концу I квартала 2018 г. внести в Госдуму согласованный законопроект, регламентирующий заключение сделок и обращение цифровых активов.
Банк России активно работает над несколькими исследовательскими проектами:

- платформа удаленной идентификации – вступит в действие с 01.06.2018 на базе Минкомсвязи РФ. Регулятор рассчитывает, что это будет способствовать усилению конкуренции, так как у клиентов появится возможность одновременно запрашивать условия обслуживания (продукта) у нескольких банков и выбирать наиболее привлекательные. Здесь основная проблема – обеспечение безопасности личных данных без участия банков;

- развитие систем быстрых платежей. В ближайшие три года, скорее всего, банковские карты останутся как способ удаленного доступа к банковскому счету, но будут активно развиваться новые способы проведения платежей. Планируется запустить систему быстрых платежей в 2019 г.;

- широкое практическое применение инновационных финансовых технологий, что потребует тщательного тестирования и оценки потенциальных рисков. С этой целью Банк России в сотрудничестве с разными ведомства инициировал работу так называемых регуляторных песочниц.

Что касается создания разными кредитными организациями различных цифровых платформ, то руководство Банка России полагает, что соответствующая его платформа не будет вытеснять с рынка инициативы коммерческих банков.

Выступление О. Н. Скоробогатовой дополнил ее коллега С. А. Швецов, который отметил, что, по его мнению, риски цифровизации финансового посредничества во многом обусловлены человеческим фактором. Вступление в силу федерального законодательства о деловой репутации участников финансового рынка означает, что все участники должны нести ответственность за принимаемые финансовые риски. В настоящее время Банк России разрабатывает изменения и дополнения в Кодекс корпоративного управления, что усилит ответственность собственников кредитных организаций за достоверность раскрываемых финансовых данных, принимаемые хозяйственные решения, а также за бездействие. Одновременно идет поиск оптимального решения того, как должны сочетаться права членов советов директоров в принятии хозяйственных решений и их ответственность за результаты принятых решений.

Вместо заключения

Участники форума в качестве одного из важнейших рисков 2018 г. указывали на неопределенности, обусловленные западными финансовыми санкциями. Финансовые санкции со стороны США в прошлом году были ужесточены и, скорее всего, в текущем году они будут усилены. По мнению практиков и экспертов, это может сильно ухудшить ситуацию в российском финансовом секторе. Но ответов от представителей органов государственного управления на вопрос, какие они предполагают реализовать превентивные меры для защиты сектора и поддержания финансовой стабильности, участники банковского сообщества на форуме не услышали.

В.В.КУЗНЕЦОВА, член подкомиссии по вопросам валютного регулирования и контроля Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, кандидат исторических наук, доцент, факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поделитесь