21 июня 2017 г. состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства. Комиссия собралась в новом составе, в котором теперь можно выделить несколько групп.
Во-первых, представители управляющих компаний международных гостиничных сетей – Hilton Worldwide, Kempinski, InterContinental Hotels Group (IHG). Российские гостиничные сети представлены компанией Cronwell Hotels & Resorts. От независимых отелей – ГТК «Измайлово».
Во-вторых, лидирующая во въездному туризму в России компания «Интурист», лидер по агентским продажам пассажирских перевозок «Випсервис» и известный петербургский туропреатор по въездному туризму - компания «Ника».
В-третьих, международные консалтинговые компании – Jones Long LaSalle (JLL), Boston Consulting Group (BCG) и Cushman & Wakefield.
В-четвертых, предпринимательские объединения – Российский союз туриндустрии (РСТ), Российская гостиничная ассоциация (РГА), а также профильный комитет ТПП РФ. Органы власти в составе комиссии представляет Ростуризм.
Из стратегических инвесторов – компания «Базовый элемент», реализующая крупный рекреационный проект на Байкале. И в основном за счет крупных инвестиционных структур предполагается в перспективе расширять состав комиссии.
Смысл этих изменений заключается не только в том, чтобы создать площадку, представляющую интересы в сфере туризма крупного бизнеса, который, собственно, и объединяет РСПП. В центре внимания новой структуры будет ключевой вопрос развития въездного и внутреннего туризма – увеличение предложения качественных услуг и продуктов, то есть современного номерного фонда, транспортного обеспечения, экскурсионного и иного обслуживания. Речь идет о привлечении инвестиций, в том числе в рамках разработки и реализации новой Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы.
В своем докладе по вопросу развития въездного туризма член комиссии, генеральный директор ООО «Интурист» Леонид Мармер сообщил, что лидерами динамики роста международных прибытий в Россию в 2015-2016 гг. стали азиатские и ближневосточные страны. При этом исключительно важное значение играет отмена или упрощение визового режима, во многом благодаря чему прибытия из Южной Кореи выросли на 19%, Китая на 15%, а Израиля на 10%. Важно что Россия, в лице наиболее популярных своих центров, стала попадать в число 25 лучших туристских направлений в Европе по версии Tripadvisor. Санкт-Петербург занял 8 место, Сочи – 19 место, а Москва – 24 место. Россия попала в топ-10 туристических направлений 2017 года по версии Daily Mail. Вместе с тем, Москва возглавила рейтинг самых недружелюбных городов по версии Independent, а Санкт-Петербург оказался в нем на третьем месте.
В своей презентации Леонид Мармер отметил следующие первоочередные проблемы развития въездного туризма с России и пути их решения (см. таблицу).
С позиции развития гостиничной базы туристской отрасли, ситуацию на рынке охарактеризовала в своей презентации член комиссии, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании «Cushman & Wakefield» Марина Смирнова. По ее данным, за последние 15 лет в России количество мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения увеличилось на 167%, количество размещенных лиц – на 122%, количество ночевок - на 115%.
При этом средняя по стране загрузка по койко-местам снизилась с 37% до 30%, а средняя продолжительность проживания осталась примерно на прежнем уровне. Кроме того дефицит гостиничных номеров ощущается в моменты пикового спроса в отдельно взятых регионах, темпы роста предложения в которых с 2016 г. замедлились. Среди причин, препятствующих развитию туристской инфраструктуры Марина Смирнова обратила внимание в частности на недостатки в подготовке и реализации инвестиционных проектов:
- слабая проработка первичных документов (бизнес-плана, концепции проекта), в т.ч. из-за привлечения непрофильных специалистов для подготовки этих документов;
- слабая инвестиционная подготовка органов управления туризма на местах, отбирающих инвестпроекты для включения в туристско-рекреационные кластеры;
- сложности взаимодействия компонент проекта при кластерном подходе (может иметься пул инвесторов, которые слабо состыкованы между собой);
- слабая организация управления проектом, срывы сроков, перерасходованные сметы из-за слабого контроля текущих расходов;
- нет понимания у инвестора этапов развития проекта, отсутствие институциональных инвесторов.
В ходе обсуждения других причин недостаточности инвестиционной активности называлась, прежде всего, растущая фискальная нагрузка на предприятия индустрии гостеприимства по линии налогов, сборов, таможенных пошлин и просто вменяемых расходов, связанных, например, с подключением к сетям, оплатой передачи данных для постановки на иммиграционный учет и др. В первую очередь это касается роста финансовой нагрузки на предприятия по линии местных и региональных налогов, в частности налогов на землю, имущество организаций, планирумого к введению курортного сбора и др. По данным представителя AccorHotels в России Алексиса Делароффа в некоторых российских регионах кадастровая оценка стоимости земли уже втрое превышает ее рыночную стоимость со всеми вытекающими отсюда последствиями для налогоплательщиков.
По материалам RATA-news.