Начал работу Юбилейный V ежегодный московский форум деловых партнерств «Россия-Европа: сотрудничество без границ»
5 июня 2012 00:00:00
Секретариат РСПП

5 июня 2012 года начал работу Юбилейный V ежегодный московский форум деловых партнерств «Россия-Европа: сотрудничество без границ». В его работе принял участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

В начале своего выступления он огласил приветствие Президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина участникам форума. Далее А.В.Мурычев отметил, что важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится 55% российского товарооборота и 85% инвестиций в российской экономике. По итогам 2011 года товарооборот превысил докризисный уровень 2008 года, составив порядка 400 миллиардов долларов. Растет взаимная торговля услугами, в первую очередь в сфере туризма, логистики и транспорта. Набирает динамику кооперация в научной и образовательной сферах.

В основе российско-европейской кооперации лежит совокупность двусторонних связей России с отдельными странами Евросоюза. В этом многообразии и заложены тот существенный потенциал и резервы, которые нужно использовать при решении задач, стоящих перед отечественным народно-хозяйственным комплексом. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, осуществляется в следующих областях: энергетика; машиностроение; авиация; космос; транспорт; нанотехнологии; автомобилестроение; агропромышленный комплекс; телекоммуникации; информационные технологии; производство потребительских товаров.

Определяющим для европейских инвесторов в принятии решения о выходе на российский рынок, считает А.В.Мурычев, является состояние институциональной среды. Их особенно интересует поддержка местных органов власти, в том числе в обеспечении необходимыми инфраструктурными услугами, предоставлении гарантий стабильности деловой среды в средне- и долгосрочной перспективе.

Не менее важно конструктивно использовать опыт европейских государств и их регионов. Он может существенно содействовать росту хозяйственно-политической привлекательности российских регионов, особенно тех, которые пока мало вовлечены в российско-европейское экономическое сотрудничество. Больших инвестиций это не требует. Пример Калужской области, руководству которой удалось, используя немецкий инструментарий, сделать свою территорию привлекательной для иностранных инвесторов, крупнейшим из которых является концерн «Фольксваген». Буквально за несколько лет в Калуге возник автомобилестроительный кластер. Позитивный опыт в области эффективной инвестиционной политики есть у Тверской, Ульяновской, Нижегородской, Ленинградской, Свердловской областей и Татарстана. Лучшие российские практики надо активно переносить в другие наши регионы.

Все больше российских фирм осуществляют капиталовложения в странах ЕС, В Евросоюзе сегодня существует много возможностей для приобретения самых различных фирм, в том числе и инновационных.

При этом, подчеркнул А.В.Мурычев, темпы роста экономического сотрудничества не отвечают существующему потенциалу хозяйственной кооперации, которая пока развивается в основном за счет крупного бизнеса. Европейские компании сталкиваются в России с возрастающей экономической экспансией стран Юго-Восточной Азии, особенно Китая, которые российские фирмы рассматривают как более привлекательные регионы для сотрудничества. Потенциал российско-европейского сотрудничества реализован далеко не полностью. Причин этому много, но одна из главных заключается в том, что пока ЕС в целом ряде ключевых областей не готов перейти в отношениях с Россией на схемы равноправного сотрудничества. Множатся примеры, когда вместо поиска совместного решения Брюссель пытается "проецировать" на партнеров нормы внутреннего законодательства. Так, вызывает серьезную озабоченность "Третий энергопакет" ЕС, имплементация которого в ряде стран-членов ущемляет интересы российских компаний и не способствует укреплению энергобезопасности на европейском континенте.

Есть четкое понимание, что наши отношения "переросли" рамки, которые были определены соглашением о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, подписанным еще в 1994 году. За прошедшее с тех пор время изменились сами Россия и Евросоюз, ситуация на континенте, возникли новые общие для нас вызовы. Требуется новое, отвечающее современному этапу в развитии наших отношений соглашение. По мнению РСПП, сказал А.В.Мурычев, для российского бизнеса, заинтересованного в рынках ЕС, становится безотлагательной выработка своей позиции по охвату, структуре и наполнению нового Соглашения для последующей передачи этой позиции российской переговорной делегации.

Поделитесь