Накопления без лишних движений

© Пресс-служба РСПП

Негосударственные пенсионные фонды пытаются зафиксировать выгоды, полученные в преддверии заморозки поступления новых средств граждан. Разрабатываемый в нескольких фондах проект нового порядка смены НПФ позволит игрокам, привлекшим максимальное число новых клиентов, максимально затруднить им переход в другой фонд. В Минфине инициативы фондов готовы поддержать.

О том, что сейчас обсуждаются варианты ограничения возможности граждан переводить накопления из одного НПФ в другой, "Ъ" рассказали представители четырех крупных НПФ. Для фондов проблема клиентской базы становится тем более острой, что после 2015 года сделать выбор в пользу накопительной системы смогут лишь те граждане, кто только вступит в систему обязательного пенсионного страхования. Те же, кто не напишет соответствующего заявления, навсегда останутся в распределительной части. По итогам девяти месяцев этого года 5,58 млн человек решили перевести свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ, общее число клиентов НПФ превысит 26 млн.

Осложнить гражданину смену фонда планируется на процедурном уровне. Сейчас, меняя страховщика по обязательному пенсионному страхованию, гражданину достаточно лишь заключить договор с НПФ и подписать заявление о переходе, документы в ПФР передает сам НПФ. Негосударственный пенсионный фонд в данном случае выступает в качестве трансфер-агента, то есть удостоверителя подписей. Однако предлагается запретить подписывать документы на перевод через тот фонд, в который планирует уйти клиент. Договор и заявление о переходе из НПФ в НПФ должны будут подаваться через Пенсионный фонд России, портал госуслуг или тот фонд, который клиент собирается покинуть. "Это предложение мы сейчас обсуждаем, Минфин в целом его поддерживает",— сообщил "Ъ" замминистра финансов Алексей Моисеев.

"Мы только приветствуем такой порядок, поскольку он направлен на защиту клиентов от недобросовестных агентов НПФ. За счет того, что мы лишим агентов возможности мошенничества, не будет и судебных разбирательств, связанных с неправомерным переводом застрахованных лиц",— уверен исполнительный директор НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов. Число клиентов по обязательному пенсионному страхованию в НПФ "Благосостояние" — 1,76 млн, НПФ "КИТ Финанс" (также подконтрольного РЖД) — 1,86 млн, эти фонды входят в число лидеров по числу застрахованных лиц.

Кроме того, новый принцип переходов снизит потери фондов, связанные с оттоком базы: напомним, в прошлом году 1,34 млн клиентов решили поменять один НПФ на другой, с января по сентябрь текущего года об этом уже заявили 1,35 млн человек. "Сдерживающие факторы на переходы ввести нужно, поскольку многие совершают их бездумно, а лишняя беготня из фонда в фонд никому не нужна и пользы от нее нет",— говорит исполнительный директор НПФ "Национальный" (число клиентов по ОПС — 322 тыс.) Светлана Касина.

Впрочем, есть и те, кто не одобряет предложение по ограничению переходов. "Это, по сути, будет ущемлять права граждан: очень немногие пользуются порталом госуслуг, представительства НПФ, через которые нужно будет подавать заявления на переход в другой фонд, есть не везде, подавать документы в ПФР тоже не всегда быстро и просто",— говорит замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.

Не поддерживает ограничение и Пенсионный фонд России. "Выбор гражданином страховщика по управлению пенсионными накоплениями — это государственная услуга, которая предоставляется Пенсионным фондом России",— напоминает представитель ПФР Марита Нагога. Условия ее предоставления должны быть равными для всех ее получателей — либо через трансфер-агентов, либо только через ПФР. "Для граждан реализация подобного предложения — это ухудшение условий получения госуслуги, что противоречит майскому указу президента",— добавляет госпожа Нагога.

Мария Ъ-Яковлева

КоммерсантЪ

Поделитесь