Об итогах мероприятий в рамках рабочей группы 8 «Техническое регулирование» Круглого стола промышленников и предпринимателей Россия – ЕС

© Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

26 - 27 апреля 2012 года прошли мероприятия в рамках рабочей группы 8 «Техническое регулирование» Круглого стола промышленников и предпринимателей Россия-ЕС. Они были организованы Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ОАО «Российские железные дороги» и Национального объединения строителей.

В Москве прошли заседания подгрупп РГ 8 КСП по направлениям деятельности, а также представительная Конференция, посвященная вопросам сближения систем технического регулирования России и Европейского Союза.

Проведение данных мероприятий было предусмотрено планом работы РГ 8 КСП, принятым на заседании рабочей группы в декабре прошлого года в Брюсселе.

Для участия в мероприятиях в Москву прибыли ведущие специалисты в сфере технического регулирования и стандартизации России и ЕС, представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, крупнейших компаний, научного сообщества.

В первый день прошли заседания подгрупп по ряду основных направлений деятельности рабочей группы: «Надзор за рынком», «Строительство», «Железнодорожный транспорт», «Оборудование, работающее во взрывоопасных средах», «Оборудование, работающее под избыточным давлением». В офисе ОАО «Трубная металлургическая компания» прошло заседание подгруппы «Стандартизация», на котором рассматривался проект Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК.

27 апреля состоялась Конференция, посвященная вопросам сближения систем технического регулирования России и ЕС. По приглашению Старшего Вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича, участники мероприятия собрались в Центре научно-технической информации ОАО «РЖД».

С приветствиями к участникам конференции обратились Сопредседатель РГ8 КСП с европейской стороны, Глава отдела инфраструктуры городов, ответственный за сектор «Железнодорожный транспорт» Сименнс АГ Ханс-Йорг Грундманн, В.А.Гапанович, Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Координатор РГ 8 КСП с российской стороны А.Н.Лоцманов и Руководитель Департамента стандартизации и технического регулирования СИМЕНС АГ, Координатор РГ8 КСП с европейской стороны Маркус Райгль.

В конференции приняли участие и выступили с докладами Министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии В.Н.Корешков, Руководитель Росстандарта РФ Г.И.Элькин, Старший Вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович, заместитель Руководителя Росаккредитации С.В.Мигин, Президент Фонда развития трубной промышленности А.Д.Дейнеко.

Участники конференции заслушали доклады координаторов по направлениям работы РГ 8 КСП – Генерального директора ЮТЕ Изабель Эллер, Заместителя директора ВНИИНМАШ П.В.Филиппова, заместителя начальника Департамента технического законодательства и стандартизации ZVEI Александры Шлеиер, Исполнительного директора ОАР И.А.Коровкина, заместителя начальника центра технического аудита О.А.Сеньковского и других.

Итоги проведенных мероприятий комментирует Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Координатор РГ 8 КСП с российской стороны А.Н.Лоцманов:

«В ходе проведенных в Москве мероприятий Рабочей группы 8 КСП состоялся конструктивный диалог между представителями российской и европейской промышленности по вопросам технического регулирования. Российские и европейские эксперты начали совместную работу над документами. Это очень отрадный факт. Уже несколько лет работает Регулятивный диалог Россия – ЕС по техническому регулированию. Однако в нем, в основном, принимали участие представители государственных структур. До недавних пор промышленность в этом процессе практически не принимала участия, ее мнение не учитывалось. Ситуация стала меняться в конце прошлого года, после проведения рабочей встречи руководства РГ 8 в Мюнхене и заседания Рабочей группы, которое прошло в декабре в Брюсселе. Участие представителей промышленности в регулятивном диалоге по вопросам технического регулирования вышло на качественно новый уровень, что и подтвердили мероприятия в Москве.

Безусловно, одним из основных вопросов, которые обсуждались и в ходе заседаний подгрупп, и на Конференции, стал проект Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом РФ и СЕН-СЕНЕЛЕК. Важно, что представители промышленности, которая, собственно, и применяет документы по стандартизации на практике, и участвует в разработке стандартов, наконец, получили возможность обсудить проект Соглашения, выработать свое отношение к этому документу.

Ранее, при подготовке проекта Соглашения за основу был взят аналогичный документ, регламентирующий взаимоотношения СЕН-СЕНЕЛЕК с органом по стандартизации одной из европейских стран, вступающих в Евросоюз. Соглашением предусматривалось, в частности, превалирование европейских стандартов над национальными, отмена национальных стандартов с применением стандартов СЕН, уплата роялти… То есть, фактически речь шла о документе, регламентирующем коммерческое использование европейских стандартов в России.

По мнению большинства представителей российской промышленности, проект Соглашения не учитывает реалий сегодняшнего дня. Сейчас Россия действует в рамках Таможенного союза. Кроме того, необходимо учитывать, что сегодня в Европе фактически действуют две системы стандартизации. Одна – СЕН-СЕНЕЛЕК, вторая – под эгидой Межгосударственного совета по стандартизации и метрологии, куда входят страны СНГ. Основу этой системы составляют ГОСТы – либо еще советские, либо новые, разработанные в России и других странах СНГ.

При этом нельзя забывать, что вся инфраструктура – не только в России, но и на постсоветском пространстве в целом – построена по ГОСТам: предприятия, все жилищно-коммунальное хозяйство, да и продукция выпускается по ГОСТам. Заменять их на европейские стандарты можно и нужно далеко не всегда и не везде. Необходимо учитывать наши экономические связи, степень готовности промышленности к использованию этих стандартов. Совершенно очевидно, что мы должны учитывать интересы граждан, интересы предприятий. Причем, уже не только российских, но и наших партнеров по Таможенному союзу.

Совершенно очевидно, что применение международных стандартов – одно из важных направлений развития стандартизации в России и Таможенном союзе. Эти стандарты призваны, в частности, устранить технические барьеры в международной торговле. Но вместе с тем, они не должны стать препятствием для присутствия на рынке продукции предприятий стран Таможенного союза.

В настоящий момент проект Соглашения, который был представлен в ноябре прошлого года, претерпел изменения. И та редакция документа, которая обсуждалась 26 апреля на подгруппе по стандартизации с участием ведущих российских и зарубежных специалистов в данной области, уже в большей степени отвечает требованиям времени. Однако в ходе проведения мероприятий в Москве РСПП предложило совершенно другой подход при определении «идеологии» данного Соглашения.

Это не должно быть соглашение о порядке использования стандартов СЕН-СЕНЕЛЕК в России. Речь в нем должна идти, прежде всего, о сотрудничестве России и ЕС в области стандартизации, о взаимодействии двух систем стандартизации: СЕН-СЕНЕЛЕК и МГС (ГОСТ-ГОСТ Р). Нужно разработать соглашение о равноправном партнерском сотрудничестве, возможности совместного участия в разработке общих стандартов, о взаимном признании и использовании и европейских стандартов, и стандартов ГОСТ-ГОСТ Р.

В качестве примера. Недавно страны Прибалтики, которые используют железную дорогу колеи 1520 и соответствующую инфраструктуру, рассматривали возможность перейти на европейские железнодорожные требования. Однако, когда сделали необходимые расчеты, оказалось, что затраты на такие преобразования будут огромными. В результате было принято решение сохранить существующую инфраструктуру. А для того, чтобы это сделать, нужно целый ряд ГОСТов перевести в разряд стандартов СЕН-СЕНЕЛЕК. Вот лишь один из примеров взаимного обмена стандартами. И при этом нельзя не учитывать, что по целому ряду направлений наши стандарты – более прогрессивные, чем европейские. Нам есть, чем поделиться.

Знаменательно, что конференция 27 апреля проходила в ЦНТИ ОАО «РЖД». Надо отметить, что наша железнодорожная отрасль за последние годы проделала огромную работу по созданию новой железнодорожной техники, подвижного состава – электровозов, тепловозов, газотурбовозов. Многие образцы были представлены на презентации для участников нашей конференции. В частности, была продемонстрирован опытный образец первого в России локомотива с гибридной силовой установкой. Проект был разработан научно-исследовательским инжиниринговым подразделением холдинга Синара-Транспортные машины - ООО «Центр инновационного развития СТМ» при поддержке инновационного Фонда «Сколково» и ОАО «Российские железные дороги». При создании тепловоза было реализовано более 20 новейших технических решений, некоторые из которых никогда не применялись не только в нашей стране, но и в мире.

Презентация новой железнодорожной техники наглядно продемонстрировала, что наша промышленность успешно развивается, и по целому ряду направлений российские разработки не только не уступают зарубежным аналогам, но даже превосходят их.

Надо сказать, что наши европейские партнеры, с которыми мы в течение двух дней обсуждали проект Соглашения между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК, проблемы взаимодействия систем стандартизации, отнеслись с пониманием к нашей позиции, поддержали ее. Тем более, что опыт такого взаимодействия есть, например, у компании «Сименс», у других крупных зарубежных компаний, которые серьезно работают на рынке Таможенного союза. Они прекрасно осознают необходимость совместной работы над стандартами, потому что в этих документах необходимо учитывать и климатические условия, и географические условия, и нашу инфраструктуру. Была достигнута договоренность о проведении четырехсторонней встречи представителей Росстандарта, СЕН-СЕНЕЛЕК и экспертного сообщества промышленности от России и Евросоюза для обсуждения итогов проведенной конференции и доработки проекта Соглашения. Мы уверены, что этот документ необходим. Он должен стать основой для взаимовыгодного сотрудничества российского и европейского бизнеса. Соглашение между Росстандартом и СЕН-СЕНЕЛЕК должно в будущем определить взаимоотношения в этой сфере Таможенного союза и ЕС».

ПРОТОКОЛ (MINUTES)

Поделитесь