Пенсионной системе дали свежие рекомендации

©

ОЭСР советует копить и надзирать

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом которой собирается стать Россия, выступили с критикой развития российской пенсионной системы, в частности по поводу сокращения накопительного компонента, и высказали свои предложения.

В распоряжении "Ъ" оказался доклад ОЭСР, который посвящен международному и российскому опыту построения накопительной пенсионной системы. Доклад направлен в правительство РФ. Россия планирует присоединиться к ОЭСР в 2015 году, и в этой перспективе рекомендации этой организации, формально ни к чему российское правительство не обязывающие, могут служить материалом для переговоров о вступлении.

Эксперты ОЭСР смотрят на российскую пенсионную систему в контексте европейского и мирового опыта и общих экономических тенденций. Ожидаемо большое внимание ОЭСР обращает на реформирование накопительного компонента, в существовании которого авторам доклада видится источник пресловутых длинных денег для экономики. Напомним, граждане в течение 2013 года должны сделать выбор: сохранить тариф отчислений на накопительную часть в размере 6% или перераспределить 4% на страховую часть, оставив в накопительной только 2%. "Направление меньшего объема средств в накопительную систему приведет к сокращению объема длинных денег для инвестиций на внутреннем рынке, что отразится на темпах экономического развития страны",— считают в ОЭСР. В ряде стран подобное сокращение было временным, отмечается в докладе: например, в Литве тариф отчислений на накопительную часть был урезан с 5,5% до 2%, однако уже в 2011 году накопления снова формировались по тарифу 5,5%. В то же время в Аргентине пенсионные накопления были вообще национализированы и направлены на решение финансовых проблем государства. И "если бюджет ПФР так и останется дефицитным, угроза национализации накоплений станет вполне реальной", опасаются в ОЭСР.

При этом авторы доклада не упоминают о том, например, что пенсионные системы некоторых стран—членов ОЭСР вовсе не имеют накопительной составляющей, являясь полностью распределительными. Пример Испании в текущих экономических условиях, конечно, не самый удачный. Однако и Норвегия провела в 2009-2011 годах пенсионную реформу (отчасти еще незаконченную), которая заключалась в более точной настройке пенсионной формулы, а накопительный компонент так и не появился. Норвежцы по-прежнему формируют пенсионные права, которые реализуются за счет страховых взносов и нефтяных сверхдоходов госбюджета, что само по себе не дает повода усомниться в стабильности ни норвежской пенсионной системы, ни экономики.

Анализируют в ОЭСР и непосредственно деятельность негосударственных пенсионных фондов в России. В организации предлагают фондам создавать портфели с разными уровнями риска для клиентов разного возраста: "молодые работники в состоянии взять на себя большую долю инвестиционных рисков, в то время как для близких к выходу на пенсию граждан главное — сохранить накопленные средства". "Такая практика распространена за рубежом, и нам ее не хватает",— признает исполнительный директор НПФ "КИТ Финанс" Антон Шпилев, приводя в пример систему инвестирования пенсионных накоплений в Чили.
Отдают дань в ОЭСР и такой актуальной тенденции в финансово-экономической риторике, как усиление роли пруденциального надзора. К фондам необходимо применять риск-ориентированный (пруденциальный) надзор, когда выявляют наиболее рискованные схемы на рынке и стараются минимизировать возможные негативные последствия, уверены эксперты. "Пока нет ясного понимания того, что должен представлять собой пруденциальный надзор",— замечает по этому поводу президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.

В качестве ключевых рекомендаций ОЭСР предлагает России сделать накопительный компонент ключевым в пенсионной системе, увеличить конкуренцию на пенсионном рынке, применять риск-ориентированный надзор за фондами и управляющими, повышать прозрачность финансовых институтов и финансовую грамотность граждан. При этом в российском Министерстве труда, которое и предложило, в частности, сократить накопительный компонент пенсии, считают, что этот шаг вовсе не препятствует достижению всех остальных целей, обозначенных ОЭСР. "Главное решение, принятое государством,— это предоставить людям право свободного выбора участвовать в накопительной составляющей в большем или меньшем объеме,— говорит директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев.— Это как раз и будет способствовать заинтересованности основных игроков в развитии, наличии объектов для инвестирования, в современной системе надзора, повышению уровней конкуренции и прозрачности".

Коммерсантъ

Поделитесь