Президент РСПП Александр Шохин поддержал предложения Координационного совета дальневосточных промышленников
10 августа 2011 00:00:00
Управление по региональной политике

 В 2009-2010 годах Координационный совет отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Дальневосточном федеральном округе поднимал вопрос о существенных недостатках в системе технического контроля (надзора) на водном транспорте, которая, к сожалению, не способствует безопасности пассажиров и других участников движения по воде. Трагедия на теплоходе «Булгария» вновь напомнила о проблеме и необходимости принятия конкретных мер по ее разрешению.

По поручению члена Бюро Правления РСПП, председателя Координационного совета Александра Абрамова заместитель председателя Сергей Смоленцев совместно со специалистами Хабаровского речного торгового порта провели изучение вопросов взаимодействия предприятий и компаний малого предпринимательства и органов Речного Регистра Российской Федерации в новых условиях хозяйствования.

В ходе работы было отмечено, что в процессе реформ, проводимых в стране, произошло прекращение деятельности ряда предприятий судостроения и судоремонта. Эту нишу занял малый бизнес, и, соответственно, возникли отношения малых предприятий с органами Морского и Речного Регистра.

Федеральные государственные учреждения Российского Речного и Морского Регистров производят лицензирование производства судостроительной продукции, а также освидетельствование всех машин, механизмов, узлов, запасных частей для судов речного и морского флота. Причем делается это на платной основе, что на каждом этапе добавляет к стоимости от 1,5 до 6 %. В стоимости ремонта судового двигателя (судна) плата Регистру может составлять до 18 %. Эти затраты переносятся в дальнейшем на стоимость перевозок и конечной продукции.

При этом регистровое освидетельствование двигателей, судовых машин и механизмов производится путем визуального осмотра, технические средства контроля практически отсутствуют. Вместо них применяются главным образом «указующий перст» и счет на оплату услуг Регистра.

За подобные услуги Благовещенский, Хабаровский, Николаевский речные порты перечисляют Речному регистру ежегодно в среднем по 1,5 млн. руб. С малыми предприятиями вопросы решаются зачастую, буквально, за пределами правового поля.

Характерно, что Морской и Речной Регистры не признают документы друг друга. Например, имея все разрешения Морского Регистра, судовладелец должен получить документы Речного Регистра, естественно, за отдельную плату.

В прошлом необходимость оплачивать услуги Регистра для предприятий водного транспорта означала особую строгость технического контроля в этой сфере. В условиях рыночной экономики выдача регистрового разрешения «за деньги» стала в один ряд с другими платными услугами.

Работающие в этой сфере специалисты считают, что назрела острая необходимость реформирования органов Регистра. Неправильно, когда получение разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности обусловлено или связано с перечислением за это денег. Для этого в стране есть опыт работы Ростехнадзора, который решает вопросы технического контроля на некоммерческой основе. Реформирование Морского и Речного Регистров должно осуществляться в направлении усиления роли государства и снижения коммерциализации в техническом контроле на водном транспорте.

Координационный совет отделений РСПП в ДФО результаты работы направил Полномочному представителю Президента РСПП в ДФО В.И. Ишаеву, Президенту РСПП А.Н. Шохину и председателю Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А. Пумпянскому.

Президент РСПП А.Н. Шохин поддержал инициативы Координационного совета дальневосточных промышленников, выразил обеспокоенность проблемой технической безопасности плавания судов и в целях модернизации системы технического контроля на водном транспорте направил соответствующие письма Министру транспорта РФ И.Е. Левитину и руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву.

Непрекращающаяся череда аварий и происшествий на водном транспорте усугубляют и без того непростую ситуацию, связанную с вопросами эффективности контроля и надзора со стороны государственных органов.

В настоящее время сложилась обстановка, когда необходимы не разовые действия в конкретном регионе, а кардинальное решение вопроса по реформированию органов Речного Регистра.

Президент РСПП обратил внимание органов государственной власти, что реформирование в сфере безопасности плавания судов должно осуществляться в направлении усиления действенности государственного надзора, исключения коммерциализации технического контроля на водном транспорте и с привлечением широкого круга общественности, в частности, с участием экспертов РСПП.

Приложения:
1. Предложения Координационного совета отделений РСПП в ДФО на 2-х с.;
2. Записка главного инженера ОАО «Хабаровский речной торговый порт» И.Ю. Крылова «О недостатках системы технического контроля (надзора) на водном транспорте» на 5 страницах.

Поделитесь