Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Регионы теряют доходы из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков

© Пресс-служба РСПП

С 2012 г. крупные холдинги могут платить налог на прибыль, консолидировав налоговую базу собственных предприятий. Это позволит справедливо распределять между регионами доходы от налога, уплаченного крупным бизнесом, объясняли в Минфине. Налог достается не одному региону, где зарегистрирована головная структура (как правило, Москва или Санкт-Петербург), а делится пропорционально производственным мощностям и числу персонала между всеми регионами, где есть предприятия холдинга.

В консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) сгруппировались, например, предприятия «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Мегафона», «Северстали», «Норникеля». Однако ожидаемого фискального эффекта пока нет, указывает Минфин в проекте основных направлений налоговой политики на 2015-2017 гг. (есть у «Ведомостей»), ссылаясь на расчеты ФНС. Налоговики сравнили поступления налога на прибыль в консолидированный региональный бюджет в условиях КГН с потенциальными платежами, если бы компании не объединялись. За девять месяцев 2013 г. консолидированный региональный бюджет недополучил 15,5 млрд руб.: доходы увеличились на 29,1 млрд руб. в 60 регионах, но в 23 — упали на 44,6 млрд.

Доходы снижаются у регионов, в которых расположены прибыльные предприятия, — холдинги занижают налоговую базу за счет убытков предприятий в других регионах, пишет Минфин. Довольно часто холдинги намеренно включают убыточные предприятия в КГН, признает сотрудник нефтегазовой компании, входящей в такую группу: так можно существенно снизить налоги высокорентабельного предприятия. Но налоговые манипуляции — не главный стимул создания КГН, отмечает собеседник «Ведомостей», — больше привлекает вывод группы из-под правил трансфертного ценообразования.

Минфин планирует изменить расчет налоговой базы в КГН, следует из проекта налоговых направлений. У ведомства есть два варианта решения. Первый — суммировать прибыль без учета убытков, а затем пропорционально распределять ее между всеми компаниями, «погашая убыток (или его часть) убыточных участников группы».

Если представить себе КГН из двух идентичных по численности работников и мощностям компаний, но у одной 10 млрд руб. прибыли, а у другой — такой же убыток, то по действующим правилам налог они не платят, моделирует ситуацию Владимир Назаров из Института Гайдара. В первом варианте у первой компании получится прибыль в 5 млрд руб., с нее придется заплатить налог, во втором — группа не подпадет под налогообложение.

Второй вариант — оставить расчет прежним, но исключить при распределении доходов регионы, где были убыточные предприятия.

В обоих вариантах есть риски, что холдинги начнут манипулировать налоговой базой, признает Минфин. Например, формируя убытки в регионах, где нет льгот по налогу на прибыль. Поступления этого налога сильно зависят от состояния экономики и внедрение КГН даже с новыми правилами расчета налога проблему не решает, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. Но если выбирать из двух вариантов Минфина, то второй лучше, считает Назаров: налоговая база остается прежней и дотировать убыточные регионы не будут — это справедливо.

КГН действуют два года и делать выводы преждевременно, считает сотрудник ФНС. Минфин пока не вносил документ в Минэкономразвития. Представитель Минэкономразвития говорит, что его ведомство поддерживает предложения Минфина. Их нужно еще раз обсудить, уверен сотрудник аппарата правительства.

Ведомости

Поделитесь