28 февраля т г., в РСПП состоялось заседание Комиссии РСПП по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению на тему: «Экспорт автомобильной промышленности: результаты, планы и существующие барьеры развития экспорта».
Председатель Комиссии, член Правления РСПП, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в своем вступительном слове отметил: «Мы крайне заинтересованы в том, чтобы автомобильная промышленность внесла свой достойный вклад в реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и наша задача - последовательно продвигать идею государственной поддержки экспорта».
В заседании приняли участие представители Минпромторга России, Российского экспортного центра (РЭЦ), ВЭБ.РФ, Федерального научного агроинженерного центра ВИМ, РАНХиГС, представители Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, эксперты и руководители ведущих предприятий отраслей авто- и сельхозмашиностроения, некоммерческих объединений.
От РСПП в заседании принял участие Исполнительный вице-президент Виктор Черепов.
Участники заседания обсудили итоги реализации экспортной стратегии отраслей авто- и сельхозмашиностроения за предшествующие два года, высказали свои предложения по совершенствованию экспортного потенциала предприятий авто- и сельхозмашиностроения, совершенствованию мер государственной поддержки предприятий экспортеров.
Участники дискуссии отметили, что текущий порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на логистику, а также возмещение затрат на сертификацию продукции на внешних рынках не позволяет предприятиям гарантировано рассчитывать на получение необходимой субсидии и включать ее в свои финансовые планы на текущий год.
Было отмечено, что российские производители встречают острую конкуренцию на зарубежных рынках со стороны китайских компаний, которые проводят выигрышную ценовую политику благодаря эффективным мерам господдержки. В то же время, недостаточная проработанность документов, регулирующих такие меры в России, не позволяет применять их в нужном объеме и своевременно.
Павел Бурлаченко, директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли РЭЦ, в своем выступлении отметил, что доработка механизма КППК (постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года №191) является одной из важных задач на сегодняшний день. Затягивание процедуры внесения и согласования изменений в этот документ привело к тому, что вся программа практически приостановлена, не успев начаться.
Екатерина Загриценко, руководитель направления поддержки экспорта компании Ростсельмаш, рассказала о мерах, способствующих повышению эффективности госпрограмм в сельхозмашиностроении. «Мы позитивно оцениваем тот пакет поддержки экспорта, который был сформирован и предоставлен машиностроителям. В то же время, несмотря на очевидные успехи российских компаний на зарубежных рынках, большая часть программ поддержки экспорта была изменена либо перестала работать. В этой связи видим необходимым сохранить условия действия госпрограмм, причем, в долгосрочной перспективе, по крайней мере, на 5 лет. Частая смена «правил игры» чревата не только репутационными рисками для российских компаний, но и ощутимыми убытками. И как следствие снижением объемов экспорта».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что современная и технически совершенная национальная компонентная база способна обеспечить как высокий технический уровень конечной продукции, так и независимость производителей в усложняющихся условиях международной кооперации, а также, что стране необходимо обратить внимание на адресную поддержку производителей автомобильных компонентов.
В административной и финансовой сферах были рекомендованы такие действия, как отработка механизма зон свободной торговли, упорядочение партнерских взаимоотношений в организации сборочных производств за рубежом, страхование финансовых рисков, своевременное доведение бюджетных средств до номинированных получателей, сбалансированность кредитной политики во взаимоотношениях стран-участниц ЕАЭС, применение режима «переработки на таможенной территории».
Подготовленные по итогам заседания рекомендации будут направлены в заинтересованные министерства и ведомства.