23 апреля 2018 года состоялось заседание Подкомиссии РСПП по морскому и речному транспорту и портовой инфраструктуре.
Открыл работу заседания Председатель Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, член Бюро Правления РСПП Роман Викторович Троценко.
В рамках заседания обсуждались результаты научно-исследовательских работ по анализу конкуренции на рынке стивидорных услуг в морских портах России 2014-2017 гг.:
- Отчет НИИ «Развития конкуренции и отношений собственности» РЭУ им. Г.В. Плеханова;
- Отчет Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
Научные исследования были выполнены на основании правительственного поручения в целях реализации Плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в морских портах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 381-р.
Исследования проводились в соответствии с нормами антимонопольного законодательства с применением порядка и методов анализа состояния конкуренции на товарных рынках, закрепленных приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
В рамках научных работ рассмотрены разные сегменты рынка стивидорных услуг, исследован зарубежный опыт государственного регулирования отрасли.
По результатам независимых исследований конкуренции на рынке стивидорных услуг в морских портах, научно-исследовательскими организациями было признано наличие развитой конкуренции практически в каждом секторе рынка стивидорных услуг.
По мнению Аналитического центра при Правительстве РФ: «Анализ уровня конкуренции показал, что при минимальном уровне государственного регулирования отрасль активно развивалась и конкуренция сформировалась во всех бассейнах и на всей территории РФ по всем товарным группам».
«В целом рынок стивидорных услуг на территории РФ имеет все признаки высоко развитой конкуренции. Дерегулирование обеспечит поддержание баланса спроса и предложения, а также рост качества услуг за счет конкурентной борьбы стивидорных компаний за грузовую базу» - отметил директор Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Участники заседания отметили, что к настоящему времени в отечественной стивидорной сфере сложились полноценные рыночные отношения и соответствующий им уровень конкуренции как в отдельно взятом порту, так и между портами на территории Российской Федерации, так и между российскими и зарубежными портами. Условия развитой конкуренции присутствуют в большинстве сегментов рынка услуг в морских портах.
Эксперты отмечают, что при оценке последствий дерегулирования тарифов принципиальными факторами являются темпы роста объема услуг в портах и приток инвестиций в развитие новых мощностей. В последние годы стивидорная сфера является одной из наиболее динамично развивающихся и привлекательных секторов национальной экономики.
По итогам обсуждений планируется подготовить предложения, которые будут направлены в соответствующие федеральные органы власти.