23 мая 2018 года в РСПП состоялось заседание Подкомиссии по авиации и авиационной инфраструктуре Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре под председательством Филёвой Наталии Валерьевны – члена Правления РСПП, Председателя Совета директоров ЗАО «Группа компаний С7».
На заседании рассматривались следующие вопросы:
1. Порядок предоставления доступа к объектам инфраструктуры аэропортов независимым операторам и потребителям услуг.
2. Профстандарты в авиационной отрасли, отчет рабочей группы о проделанной работе и планах на второе полугодие 2018г.
В работе Подкомиссии приняли участие: Черепов Виктор Михайлович Исполнительный вице-президент РСПП; Кузнецов Андрей Анатольевич Заместитель начальника управления регулирования транспорта и связи Федеральная антимонопольная служба; Крощенко Михаил Михайлович Руководитель Департамента по взаимодействию с государственными и общественными организациями АНО «Национальное агентство развития квалификаций»; Виндермут Александр Александрович Старший Вице-Президент РАЭВТ; Голованов Станислав Эдуардович Заместитель исполнительного директора Международная Ассоциация Аэропортов; Терещенко Михаил Михайлович Руководитель Экспертного совета в области гражданской авиации России; Туранская Татьяна Федоровна Начальник отдела управления системой менеджмента качества ПАО «Аэрофлот»; Колпаков Иван Борисович Директор по организационному развитию ПАО «НОРДСТАР», представители ведущих авиакомпаний, аэропортов, бизнеса, научного и экспертного сообщества.
Открыла заседание Филёва Н.В., отметив, что в настоящее время наблюдается тенденция монополизации рынка аэропортовых услуг главными операторами аэропортов, являющихся субъектами естественной монополии, путем заключения соглашения на доступ к инфраструктуре операторам по наземному обслуживанию и авиакомпаниям, а также по установлению условий их работы в аэропорту. В отдельных аэропортах, при отсутствии нормативного правового регулирования, правого статуса и механизма регулирования, вводится инфраструктурный сбор, что приводит к появлению существенных финансовых рисков, и как следствие, увеличению себестоимости услуг операторов (авиаперевозчиков), финансовым проблемам авиакомпаний, к сдерживанию развития отрасли и доступности авиаперевозок для пассажиров. В сложившихся условиях возможны новые банкротства авиакомпаний т.к. рост цены авиатоплива в год, более чем на 35% приводит дополнительно до 75 млрд. руб. расходов авиакомпаний, рост курса валюты в 2018г. на 10% увеличит расходы авиакомпаний до 25 млрд. руб., рост в 1,5 - 2,5 раза ставок тарифов на услуги в аэропортах РФ, в связи с открытием новых аэровокзальных комплексов привело к увеличению до 10 млрд. руб. расходов авиакомпаний в год.
В своем докладе Колпаков И.Б, отметил, что РАЭВТ неоднократно обращалась в ФАС России и Минтранс России с предложениями инициировать доработку постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» для реализации следующих принципов: обеспечение бесплатного доступа к объектам инфраструктуры аэропортов; наличие не менее двух операторов (в т.ч. как минимум одного независимого) по определённым видам услуг в а аэропортах с годовым пассажирооборотом более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 12,5 тыс. тонн; доступ к объектам инфраструктуры самообслуживающихся потребителей (авиакомпании и аффилированных с ними организаций) без ограничений.
В своём выступлении Туранская Т.Ф. отметила, что в сложившихся условиях монополизации рынка аэропортовых услуг, остро встает вопрос декомпозиции деятельности по различным сегментам наземного обслуживания в аэропортах, для этого потребуется законодательные изменения и внедрения в России операционных и аудиторских стандартов. По наземному обслуживанию в аэропортах необходимо переходить на международный стандарт (ISAGO). В России отсутствует типовой договор на оказание аэропортовых услуг, если нет конечного списка услуг, постоянно появляются новые. Необходимо зафиксировать основные услуги по наземному обслуживанию в аэропортах: организация и система управления; центровка и контроль загрузки; обслуживание пассажиров; обработка багажа; обслуживание и загрузка ВС; движение ВС по перрону; обработка грузов и почты. В России в настоящее время данные услуги монополизированы главными операторами аэропортов, в других странах в основном эти услуги выполняют Агенты.
С целью установления справедливого порядка доступа к инфраструктуре аэропортов операторов и потребителей услуг, а именно:
1. Наличие не менее 2-х операторов (в т.ч. как минимум одного независимого) по определенным видам услуг в аэропортах с годовым пассажиропотоком более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 12,5 тыс. тонн;
2. Доступ самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний и аффилированных с ними лиц) на территорию аэропорта без ограничений;
3. Доступ к инфраструктуре не может быть платным (оплачиваться должны только реально оказываемые аэропортом услуги).
Участники заседания решили обраться в Федеральную антимонопольную службу, Минтранс России для доработки Постановления Правительства РФ № 599. «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».