Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Юрий Станкевич о перспективах и последствиях «налогового маневра» для отраслей нефтегазового сектора: куда приведет реформа?

28 августа 2014 года в г. Кстово (Нижегородская область) в рамках выездного заседания  представителей законодательной власти Нижегородской области и Пермского края, депутаты и приглашенные эксперты обсудили последствия налогового маневра для нефтегазовой отрасли России. Обсуждение реформы  привело к активной полемике среди участников совещания.

Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич в рамках выступления на  совещании рассказал о перспективах и последствиях «налогового маневра»  для инвестиционного климата регионов России, в которых сосредоточены предприятия нефтегазового комплекса.

«Налоговый маневр» может привести к консервации существующих нефтехимических мощностей. Нагрузка на российских производителей существенно вырастет – они почувствуют на себе повышение налога на добычу полезных ископаемых в виде более высоких цен на нефть. Нововведения могут отразиться на всех отраслях, связанных с потреблением нефтепродуктов.

По подсчетам аналитиков, маневр может обойтись в 1,3 млрд долларов нефтехимическим компаниям страны, в 1,5 млрд – переработчикам газового конденсата. На данный момент еще не принято окончательного решения о том, как будут проходить изменения в налогообложении, но известно, что существует два варианта. Первый предлагает Минфин России. Он основан на форсированном снижении экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла более чем наполовину в течение двух лет, до 2016 года. Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство планирует повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в два раза. Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться с помощью существенного снижения акцизов. Кажущееся упрощение налоговой системы отрасли, по мнению Минфина, должно сохранить безубыточность нефтяного сектора и решить текущие бюджетные потребности за счет потребителей всех стран Таможенного союза.

Минэнерго предупредило, что такая резкая реформа разрушит экономику нефтепереработки - маржа НПЗ, особенно с высокой долей мазута в балансе, рухнет из-за роста внутренних цен на нефть (автоматически вырастают из-за снижения экспортных пошлин). Министерство предложило альтернативу: завершить маневр после 2018 года, а до этого менять налоги незначительно, чтобы дать НПЗ время на модернизацию. Кроме того, Минэнерго предлагает перенести с 2015 на 2017 год повышение пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной.

Последствием проведения так называемого большого налогового маневра может стать общее снижение инвестиционной привлекательности отрасли и инвестиционного климата в  целом  для  российских и  иностранных  инвесторов  из – за изменений правил игры».

В рамках совещания Юрий Станкевич также отметил, что сегодня необходимо создать эффективную связку между представителями  региональной власти всех уровней с федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Одна из ключевых задач для регионов сформулировать консолидированную позицию по проблемам отрасли. Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетике  предложил организовать встречу региональных и федеральных парламентариев в Москве.

Поделитесь