Для всех производителей очень важны стабильные условия игры
Я возглавляю группу компаний «Русское Золото», в нашу группу входит компания «АргентА» — фабрика серебра. Это один из крупнейших производителей серебряной столовой посуды в России, и его продукция входит в число лидеров по качеству. Наша группа принимает участие в выставке Junwex в Санкт-Петербурге. Мы традиционно участвуем во всех крупнейших выставках в Москве, но и такая интересная выставка, которая проходит в Санкт-Петербурге, нас всегда интересует.
Я возглавляю группу компаний «Русское Золото», в нашу группу входит компания «АргентА» — фабрика серебра. Это один из крупнейших производителей серебряной столовой посуды в России, и его продукция входит в число лидеров по качеству. Наша группа принимает участие в выставке Junwex в Санкт-Петербурге. Мы традиционно участвуем во всех крупнейших выставках в Москве, но и столь представительная выставка, которая проходит в Санкт-Петербурге, нас всегда интересует.
Как Вы расцениваете перспективы ювелирного производства в России с деловой точки зрения? Выгодно ли это с учетом странности рынка драгметаллов, колебаний цен на золото и курсов валют, и прочих экономических коллизий? Есть ли экспортный потенциал у российских ювелиров или они должны в первую очередь удовлетворять внутренний спрос, а уже потом ориентироваться на экспорт?
Ювелирный рынок также как и все другие рынки испытывает воздействие всех факторов, которые оказывают влияние на все другие рынки. Это и политика государства, связанная с макроэкономическими параметрами, это и общие условия работы на таком сложном рынке, которым российский рынок в целом является. Тем не менее, несмотря на все катаклизмы, на все перипетии, которые переживает российский рынок в целом, ювелирный рынок остается привлекательной отраслью. Конечно, после кризиса 2008 года произошло его сжатие, он еще до сих пор не восстановился, но, как и на любом другом рынке, побеждает тот, кто искуснее всех в маркетинге, в нахождении своего потребителя, каналов продаж, в построении отношений внутри компании, в оптимизации все факторов производства. Я считаю, что у тех компаний, которые правильно и умело это делают, кто все время находится в творческом поиске, кто все время работает сосредоточенно, у тех очень большой потенциал. Конечно, золото растет, серебро растет, но сейчас мы, например, видим обратную тенденцию. Эти колебания естественны, они существуют и в других областях, но правильный учет всех этих тенденций, своевременная реакция на всё это дают хороший результат. Я считаю, что у российских ювелиров, в частности у производителя, как мы, серебряной столовой посуды, хорошие перспективы с точки зрения внутреннего рынка, есть и возможности для экспорта. Но экспорт всегда был сложной темой для российских ювелиров. Сейчас открываются возможности для того, чтобы потихонечку на рынок зарубежных стран выходить и в каждой более или менее серьезной компании стараются эти возможности использовать, мы тоже.
Что, по вашему мнению, в том числе и как члена РСПП, требуется изменить в российском законодательстве для роста ювелирной промышлености и торговли?
Я вообще противник законотворчества. Я считаю, что, чем быстрее Россия встанет на путь, на который встали другие развитые страны, а именно на путь правильного отслеживания того, как работают существующие законы, когда перестанут штамповать по двести, по триста, по четыреста законов в каждую парламентскую сессию — вот это будет хорошо. Поэтому, я, например, не думаю о том, что надо изменить, а я думаю о том, как в существующих условиях правильно работать, используя то законодательство, которое есть. Я думаю, что для всех более или менее серьезных производителей очень важны стабильные условия игры. Стабильные, а не меняющиеся каждые полгода! Чем они стабильнее будут, чем понятнее и предсказуемее будет, в том числе, и макроэкономическая ситуация, чем увереннее будут себя чувствовать потребители, тем больше и лучше они будут приобретать ювелирную продукцию. На самом деле это всё-таки продукция не только повседневного пользования, но и определенная роскошь. Я считаю, что люди заслуживают того, чтобы пустить эту роскошь в свой ежедневный обиход, при любых уровнях дохода. Мы стараемся со своей стороны удовлетворить эту потребность, чтобы люди себя чувствовали уверено и хорошо.
Каковы, на ваш взгляд, позиции России на мировом ювелирном рынке?
Российский рынок очень ёмкий, очень большой. Россия всегда очень привлекательна тем, что это очень большой рынок, и это понимают все мировые производители, и производители столовой посуды, серебряной и из других драгметаллов, производители ювелирных изделий. Не случайно в выставках вроде той, на которой мы сейчас присутствуем, всё больше и больше иностранных производителей принимает участие, потому что они понимают, что потребитель здесь. Я думаю, что Россия имеет хороший экспортный потенциал, но его нужно развивать и нужно быть современным, а не доисторическим по дизайну и по качеству. Поэтому с этой точки зрения перспективы большие, возможности хорошие, но как быстро и как устойчиво Россия будет занимать ведущие места на ювелирном рынке в мире, — это вопрос, конечно, не одного дня.
Вы упомянули исторический дизайн. В связи с этим завершающий вопрос: стоит ли сейчас выпускать новые изделия по моделям прошлых десятилетий и веков, разумеется, по лучшим? Или старое пусть останется в истории, а дизайнеры и художники должны разрабатывать к каждому сезону, событию или каждому случаю что-то новое?
Знаете, всегда есть любители старины. У многих есть желание иметь у себя, например, старинные подсвечники, а-ля XIX век, или серебряную посуду такую же, как была в царских сервизах. Поэтому всегда будет сохраняться определенный сегмент потребления, в котором будет спрос на подобную продукцию. Естественно, некоторые производители сохраняют у себя такие линейки, стараются всё время найти что-нибудь такое старое, воспроизвести у себя уже по новым технологиям старый дизайн. А вообще, конечно, мир идет вперёд, и ювелирная отрасль, как и многие другие, революционна. Большинство людей не хочет старых дизайнов, они хотят видеть и иметь новые, современные вещи. Они следят за трендами, которые очень тесно связаны и с модой, — как в одежде, так и в интерьерах, и в дизайне в целом. Поэтому, основной сегмент — это всё-таки новое, но всегда есть любители старого. Я думаю, что производители должны это всё внимательно учитывать.