Проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: новый документ – старые проблемы
1. 1. В обсужденном на заседании Правительства Российской Федерации 8 июля 2011 г. проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - проект Основных направлений) есть несколько однозначно положительных моментов для бизнес-сообщества.Во-первых, если не оценивать предложения по реформированию социального страхования с содержательной точки зрения, сам факт их системного рассмотрения в комплексе с налоговой системой является важным для предпринимателей. Для бизнеса и фискальная, и страховая нагрузка – все равно нагрузка.
1. 1. В обсужденном на заседании Правительства Российской Федерации 8 июля 2011 г. проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - проект Основных направлений) есть несколько однозначно положительных моментов для бизнес-сообщества.Во-первых, если не оценивать предложения по реформированию социального страхования с содержательной точки зрения, сам факт их системного рассмотрения в комплексе с налоговой системой является важным для предпринимателей. Для бизнеса и фискальная, и страховая нагрузка – все равно нагрузка.
Во-вторых, предложен ряд интересных мер по стимулированию инвестиционной и инновационной активности компаний, включая амортизационную политику, новации в сфере налогообложения при операциях с ценными бумагами, финансовых операциях т.д.
В-третьих, представлен ряд важных для бизнеса инициатив в сфере администрирования, включая уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли и создание правовой основы для пересчета пеней в случаях своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а также для своевременного возврата излишне уплаченных сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
2. Но недостатков у представленного проекта также немало. Главная проблема, повторяющаяся из года в год – разные подходы к одним и тем же задачам в стратегических документах.
Например, стоит подробнее обсудить предложение о более поздних сроках перехода к налогу на недвижимость. Учитывая, что результаты работ по проведению кадастровой оценки недвижимости ожидаются только в начале 2012 года, при этом сохраняются многочисленные экономические риски из-за неопределенности уровня нагрузки на бизнес и граждан, торопиться, наверное, не стоит. Но в целом сложившаяся ситуация с различающимися предложениями по одним вопросам подтверждает необходимость принятия закона о государственном стратегическом планировании.
3. Еще одна «зона» разногласий, чрезвычайно болезненная для бизнеса – система социального страхования. В Бюджетном послании нет указаний на то, что льготы распространяются только на узкий круг малого бизнеса, который и сейчас платит страховые взносы по сниженным ставкам. Мы считаем, что малый бизнес нуждается в поддержке вне зависимости от сектора.
В целом одобренная идея возврата к регрессивной шкале, когда с суммы, превышающей пороговое значение (в 2012 году это 512 тыс. рублей), берут 7 или 10 % взносов - смотря по «величине» работодателя, не вполне устраивает бизнес. Такие решения не должны приниматься без обсуждения с участниками системы социального страхования.
Если обложение зарплат свыше 512 тыс. рублей - это источник компенсации выпадающих доходов на время переходного периода, то предложения РСПП в данной сфере (использование доходов от приватизации, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) выглядят более обоснованными.
В целом отсутствует информация по источникам покрытия льгот для инновационных компаний в части страховых взносов. В соответствии с ранее утвержденными Основными направлениями налоговой политики соплательщиком взносов в части разницы между стандартной и льготной ставкой было государство. Сохраниться ли эта практика в трехлетнем периоде – не ясно.
4. Что касается итогов реализации предыдущей версии Основных направлений налоговой политики, то отсутствует качественная оценка принятых мер. В результате складывается ощущение, что вроде бы много сделано в части улучшения налогового администрирования или стимулирования инноваций, но по опросам бизнес-сообщества реального прогресса нет.
Ряд мер, по которым представлен отчет, не вышел из стадии законопроектов, итоговая редакция которых, как последствия для бизнес-сообщества (и негативные, и позитивные) могут отличаться от формулировок, представленных в проекте Основных направлений.
Есть и более интересные случаи. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ предусмотрено освобождение от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходов, полученных при реализации приобретенных начиная с 1 января 2011 г. акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и являющихся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии, что на дату реализации таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.
При этом порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, еще только будет установлен Правительством Российской Федерации. Т.е. несмотря на формальное вступление закона в силу с 1 января 2011 г., налогоплательщики до настоящего времени не могут пользоваться льготой.
Кроме того, уже давно говорят о необходимости предоставления подобных льгот для всех акций, которые находятся в собственности более 3 или 5 лет. В нашей стране не будет длинных денег, пока не будет возможности получать от долгосрочных инвестиций выгоды.
5. Принципиально неверным является предложение проводить мониторинг востребованности налоговых стимулирующих механизмов на основе отчетности ФНС России, формируемой на базе налоговых деклараций. Без анализа причин невостребованности, которая может быть получена только в результате дополнительного опроса налогоплательщиков, говорить о нецелесообразности сохранения той или иной льготы нельзя. Тем более, что такая работа уже проводится Минэкономразвития России и бизнес-ассоциациями.
6. Есть и ряд других важных для бизнеса вопросов, которые не затрагиваются в проекте Основных направлений. Это и необходимость вывести из-под налогообложения имущественные и денежные вложения работодателей в профессиональное образование и обучение без привязки к «своим» или «чужим» учащимся. Речь идет о приобретении оборудования, повышении квалификации преподавателей, финансировании базовых кафедр и учебных заведений и других аналогичных расходах.
Это и дополнительные стимулирующие инвестиционную активность компаний меры. Хорошо, что появятся льготы для энергоэффективного оборудования, но в таких случаях всегда есть риск неоправданного сужения возможности использования стимула. В ряде случаев этот риск уже оправдался, так что предложения РСПП о распространении льгот на любое новое технологическое оборудование, непосредственно используемое в процессе производства, выглядит более обоснованным. Более подробно наши предложения изложены в Повестке дня РСПП на 2011 год и на период до 2013 года.
Это и решение проблемы возложения обязанности по уплате налогов в отношении недвижимого имущества и земельных участков, входящих в состав ПИФов, на управляющие компании таких паевых фондов, в результате которого «кэптивные фонды», в которые упаковывались здания и земельные участки для ухода от уплаты налогов смогли уйти с рынка в другие схемы, а пострадали, в первую очередь «рыночные» ЗПИФы недвижимости, созданные с инвестиционными намерениями и насчитывающие сотни и даже тысячи пайщиков. Стоит рассмотреть возможность закрепления в законе для «рыночных фондов» (количество пайщиков которых на конец календарного года не менее 50, ни одному из пайщиков на конец календарного года не принадлежит более 20 - 30% от активов фонда) льготного режима по уплате земельного налога и налога на имущество организаций.
В связи с принятием законодательства о трансфертном ценообразовании считаем необходимым принятие поправок в Налоговый кодекс, обеспечивающих возможность эффективного распределения финансового результата, полученного в рамках группы взаимозависимых лиц, а также затрат, централизованно понесенных в рамках группы взаимозависимых лиц (cost sharing). Такой подход полностью соответствует международной практике, включая документы ОЭСР.
Договоренности об этом есть, но они пока не нашли отражения в проекте Основных направлений.
7. Отдельный вопрос – подакцизные товары. Помимо установления среднего уровня налогообложения табачных изделий Европейского региона ВОЗ в качестве целевого ориентира для России к 2015 году, в проекте Основных направлений также говорится о необходимости выработки согласованной акцизной политики в рамках Таможенного союза и индексации ставок акциза с учетом покупательской способности населения.
Учитывая существенную разницу в ставках акциза и розничных ценах между государствами Таможенного Союза, индексация ставок акциза в России до уровня Европейского региона ВОЗ к 2015 году без предварительной гармонизации ставок акциза внутри Таможенного Союза может привести не только к всплеску контрабанды и контрафакта из стран-членов ТС, но и смещению производства подакцизных товаров в эти страны.
Таким образом, приоритетом развития акцизного налогообложения для России в период 2012-2014 гг. следует считать комплекс мер по выработке согласованной акцизной политики внутри Таможенного союза.
8. В целом документ сохранил формат «скользящей трехлетки» при некотором изменении структуры и принципов его формирования. Новацию в части оценки уровня нагрузки на бизнес необходимо обязательно сохранить, хотя стоит устроить отдельное обсуждение методологии такой оценки с участием бизнес-сообщества.
Но даже при большом количестве нужных для предпринимательского сообщества мер налоговой политики, в проекте Основных направлений сохраняется ощущение приоритетности фискальной, а не стимулирующей функции налоговой системы.