Тезисы выступления на совещании у Президента РФ Д.А.Медведева по вопросам улучшения условий труда
Проблема условий труда и, в первую очередь, его охраны – тема масштабная. Сегодня более 40% работающих получают хотя бы один из видов компенсаций связанных с защитой работника от неблагоприятного влияния производственной среды.
Тезисы выступления Президента РСПП А.Н.Шохина на совещании у Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по вопросам улучшения условий труда 5 апреля 2011 г.
Проблема условий труда и, в первую очередь, его охраны – тема масштабная. Сегодня более 40% работающих получают хотя бы один из видов компенсаций связанных с защитой работника от неблагоприятного влияния производственной среды.
Один из основных факторов состояния охраны труда - качество рабочих мест. По данным Росстата доля полностью выработавшего свой ресурс парка машин и оборудования составляет примерно 20%. В секторе добычи полезных ископаемых – более 25%, на обрабатывающих производствах – почти 18%. Стратегическая задача - как можно больше подобных устаревших рабочих мест вывести из экономического оборота (модернизация или ликвидация). Цель - примерно треть из 7 – 10 миллионов «плохих» рабочих мест в течение ближайших лет и создание 750 – 800 тысяч постоянных рабочих мест в год. Ясно, что средства для ее решения лежат за пределами политики в области охраны труда. Экономика должна иметь для этого действенные стимулы. Таких стимулов пока недостаточно. Предложения РСПП стимулирования инвестиций, направляемых на создание новых рабочих мест известны, о них мы говорили на совещании в г.Элиста.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: сокращать не очень качественные рабочие места не выгодно и работодателю, и работнику, и государству. Предпринимателю дешевле рассчитаться с работником через компенсации. Работник материально заинтересован трудиться во вредных условиях, так как компенсации за вредность – это часть его зарплаты, а досрочная пенсия сочетается с правом и дальше трудиться на том же рабочем месте, в тех же условиях (то есть, работать бесконечно долго в агрессивной производственной среде). Государству при этом не нужно принимать особо сложных и социально рискованных решений. В итоге защита работника пока формируется из двух основных составляющих – из наказания работодателей и компенсаций работникам.
В государственной политике охраны труда пока сохраняется крен в сторону «административно-наказательных» мер, эффективность проводимой работы, в основном, оценивается количеством проверок, выявленных нарушений и суммами штрафов, а не снижением травматизма, профзаболеваний, уровнем инвестиций в охрану труда, доступностью средств индивидуальной защиты и др. Наказывать надо, а за грубые нарушения, возможно, даже более серьезно, чем сейчас. Но полагаем необходимым конкретизировать наказания за проступки в сфере труда, в том числе и по охране труда.
Например, существующая в соответствии со статьей 5.27 КоАП ответственность за правонарушения в сфере труда и охраны труда (до 50 тысяч рублей) создает условия для нарушения принципа соразмерности деяния и наказания. Необходимо установить более четкие правила и нормы ответственности за конкретные правонарушения в сфере труда. Возможно, необходима отдельная глава КоАП.
Преобладание материального возмещения за работу во вредных условиях труда - одно из серьезных препятствий и улучшения условий труда, и повышения конкурентоспособности отечественной экономики
Переход к оценке и управлению профрисками должен сопровождаться изменением подходов к реформированию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, внедрением актуарных и прогностических механизмов управления системой охраны труда.
Необходимо последовательно отказываться от агрегированных "общекотловых" оценок (на отраслевом уровне, по видам деятельности) состояния охраны труда. Вернуться к вопросу перехода на групповые или индивидуальные страховые тарифы для организаций в зависимости от условий труда на рабочих местах, показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретной организации.
Ускорить работу по подготовке нормативных правовых документов, связанных с переходом от, во многом формального, предоставления льгот и компенсаций в соответствии со Списками вредных профессий, к их установлению в соответствии с фактическим состоянием производственной среды на конкретных рабочих местах по итогам их аттестации.
Считаем, что здесь необходим комплексный подход.
Необходимо:
• пересмотреть нормативы отнесения рабочих мест к классам условий труда;
• пересмотреть и обновить действующие санитарные нормы;
(многие нормы без достаточных обоснований гораздо жестче, не гармонизированы с нормами, установленными в странах ЕС);
• увязать технологическое нормирование в рамках законодательства по промышленной экологии и технологической безопасности с вновь водимыми гигиеническими нормативами по охране труда. Предусмотреть переходные периоды для внедрения стандартов безопасности труда соразмерные с инвестиционными циклами.
• учитывать применение средств индивидуальной защиты при установлении класса условий труда по итогам аттестации (сейчас применение высокоэффективных сертифицированных средств индивидуальной защиты не влияет на снижение класса условий труда);
• внести необходимые изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по приведению его норм в соответствие с ратифицированной Россией Европейской социальной хартии в части ограничения по времени работы во вредных условиях труда.
Считаем важным - создание государственной системы информирования, в том числе дистанционного информационного консультирования работодателей по вопросам безопасного труда. За последние два десятилетия в России возникли сотни тысяч новых юридических лиц. Большая часть руководителей, прежде всего малых предприятий, как показывает опыт, имеет самое поверхностное представление об охране труда, соответствующих стандартах и правилах (использовать пример - на сайте Минтруда США можно найти исчерпывающие рекомендации, что нужно для цивилизованного ведения бизнеса, включая средний и малый. Рекомендованы конкретные шаги на пути построения в компании системы охраны труда).
Создание благоприятных условий для развития системы профессионального образования, инвестиций в профессиональную подготовку.
Предлагается: вывести из-под налогообложения имущественные и денежные вложения работодателей в профессиональное образование и обучение, включая:
учебные центры предприятий, налоговый статус которых должен быть аналогичен статусу учреждений профессионального образования;
любые инвестиции в учебные заведения без разделения учащихся на «своих» или «чужих», включая приобретение для учебных заведений оборудования, повышение квалификации преподавателей и т.д.
Корпоративные учебные центры могут быть более активно задействованы государством для подготовки безработных и взрослого населения:
размещение заказов на обучение граждан, обращающихся в службу занятости;
закупка на конкурсной основе качественных программ профессиональной подготовки у частных компаний.
Рассмотреть вопросы внесения изменений в законодательство об объединениях работодателей, направленных на расширение сферы их действия, в том числе по вопросам развития системы профессионального образования, разработки профессиональных стандартов, стандартов безопасности труда, повышение в целом их роли, и ответственности в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Повысить роль Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при принятии нормативных правовых актов, государственных социальных программ. Представляется возможным расширить круг нормативно-правовых актов, подлежащих оценке их регулирующего воздействия на экономику, включив в их число принимаемые акты, по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Рассмотреть возможность участия Комиссии в проведении этой работы.