Уроки кризиса: новая архитектура отношений России и ЕС
Выступление исполнительного вице-президента РСПП А.В.Мурычева
на конференции Рабочей группы Россия-ЕС
«Уроки кризиса: новая архитектура отношений России и ЕС»
в Вене (Австрия) 5 октября 2010 года
Выступление исполнительного вице-президента РСПП А.В.Мурычева
на конференции Рабочей группы Россия-ЕС
«Уроки кризиса: новая архитектура отношений России и ЕС»
в Вене (Австрия) 5 октября 2010 года
Фактически мировая экономика продолжает находиться в процессе нейтрализации проблем, которые принес кризис. Многие страны столкнулись с сокращением потребительских и инвестиционных расходов, что привело к масштабному спаду экономической активности. По данным ОЭСР на май 2010 года в 31 государстве – члене организации зарегистрировано 47 млн. безработных, что составляет 8,6% трудоспособного населения. Рынок банковского кредитования сохраняет признаки стагнации. Закономерным результатом реализуемых мер стало существенное увеличение бюджетных дефицитов крупнейших экономик мира. Суммарный бюджетный дефицит мировой экономики в 2010 году составит в среднем 6% ВВП.
Кризис стал серьезным испытанием для российской экономики. Трансмиссия кризисных явлений в Россию осуществлялась по двум основным каналам — внешнеторговому и финансовому. Прежде всего, на фоне обострения кризиса осенью 2008 г. обрушились мировые цены на многие виды сырьевых ресурсов, включая нефть и металлы — важнейшие статьи российского экспорта, на долю которых в последние годы приходилось более 80% его объема. Так, если в середине 2008 года стоимость одного барреля нефти марки Urals достигала 130 долл., то к концу того же года она снизилась в 3 раза до 35-40 долл. Лишь к осени 2009 г. цены на нефть поднялись до среднего за предшествовавшие три года уровня в 70 долл./барр. Сходная ценовая динамика наблюдалась также на рынках металлов и других видов товаров, вывозимых Россией. Ухудшение конъюнктуры глобальных сырьевых рынков привело к значительному сокращению экспортных поступлений в экономику. По итогам 2009 г. объем экспорта снизился по сравнению с предыдущим годом более чем в 1,5 раза.
Еще более негативные последствия для российской экономики имело масштабное сокращение притока иностранного капитала, связанное с общим падением в ходе кризиса объемов трансграничного инвестирования, особенно в развивающиеся страны. Значительное снижение притока иностранных ин¬вестиций в 2008-2009 гг. было усугублено необходимостью осуществления отечественными компаниями и банками крупных выплат зарубежным
кредиторам в счет погашения и обслуживания кор¬поративного внешнего долга, совокупный размер которого к концу 2007 г. достиг 425 млрд. долл. Общий объем таких выплат составил в 2008-2009 годах 365 млрд. долл.
В результате уменьшения притока иностранных инвестиций и осуществления выплат по внешним обязательствам в России в 2008 г. впервые с 2004г. был зафиксирован чистый вывоз капитала частным сектором, составивший по итогам года 134 млрд. долл. Масштабное сокращение притока финансовых ресурсов в Россию, вызванное падением объемов экспорта и оттоком капитала за рубеж, болезненно отразилось на отечественной экономике. Резкое ограничение доступа предприятий реального сектора к внешним, а в дальнейшем, по мере нарастания нестабильности в национальной финансовой системе, и внутренним источникам финансирования, обусловило в конце 2008 – начале 2009 года ускоренное снижение объемов промышленного производства, сворачивание инвестиционной активности и рост безработицы в стране.
К основным последствиям кризиса в отечественном банковском секторе можно отнести следующие:
• существенное замедление темпов роста активов и капитала банков (если в 2006-2008,гг. они увеличивались в среднем на 42% и 46% в год соответственно, то в 2009 г. эти показатели снизились до 5% и 21%); резкое падение в 2009 г. темпов роста кредитования предприятий;
• заметное удорожание кредита вследствие повышения стоимости банковского фондирования и роста кредитных рисков;
• ухудшение качества банковских активов, в первую очередь, кредитного портфеля;
• снижение показателей рентабельности банков, совокупная прибыль которых сократилась в 2009 г. в 2 раза до 205.
Осенью 2008 г. российские фондовые индексы упали более чем в 4 раза по сравнению со своими историческими максимумами, достигнутыми в мае того же года.
По итогам 2009 г. ВВП РФ снизился на 7,9%, что примерно в 2-3 раза превысило масштабы экономического спада в США и ЕС.
Ключевую, роль в стабилизации ситуации в национальной экономике сыграли масштабные меры по поддержке реального и финансового секторов, принимавшиеся Правительством РФ и Банком России в 2008-2009 гг. За это время совокупный размер выделенных ими средств достигал около 5 трлн. руб. или около 125 млрд. евро, примерно 12% ВВП страны.
Основными направлениями господдержки финансового сектора России стали:
• повышение уровня ликвидности в банковском секторе за счет наращивания объемов рефинансирования Банком России кредитных организаций, снижения к ним обязательных резервных требований, размещения части временно свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках;
• укрепление капитала системообразующих банков путем предоставления им через Внешэкономбанк субординированных кредитов;
• оказание адресной поддержки проблемным кредитным организациям;
• увеличение максимальной суммы страхового возмещения по вкладам населения с 400 до 700 тыс. руб.
Ключевые меры государства по поддержке реального сектора экономики были сконцентрированы в следующих областях:
• рефинансирование внешней задолженности ведущих российских корпораций путем предоставления им замещающих кредитов Внешэкономбанка;
• снижение налоговой нагрузки на бизнес, властности, за счет уменьшения ставки по налогу на прибыль с 24% до 20% и предоставления предприятиям возможности уплаты НДС по окончании налогового периода частями в течение трех месяцев;
• оказание финансовой поддержки приоритетным секторам экономики за счет расширения госзакупок производимой ими продукции и субсидирования процентных ставок по привлекаемым ими кредитам;
• увеличение объемов кредитования реального сектора крупнейшими российскими банками с государственным участием в капитале;
• предоставление госгарантий по кредитам предприятиям реального сектора экономики.
Реализация государством в сжатые сроки широкого пакета антикризисных мер позволила смягчить негативные последствия кризиса и предотвратить масштабные потрясения в российской экономике. В этой связи, по мнению многих экспертов, политика аккумулирования государством крупных международных резервов, проводившаяся в докризисные годы, полностью себя оправдала. К сентябрю 2010 года золотовалютные резервы составили 460 млрд. долларов.
Однако структурные недостатки отечественной экономики, связанные, прежде всего с ее высокой зависимостью от поступления экспортной выручки и иностранного капитала, привели к тому, что воздействие мирового кризиса на Россию оказалось более сильным, чем на другие крупные страны.
Отчетливо показав риски и ограничения существующей экспортно-сырьевой модели роста российской экономики, кризис как никогда остро поставил вопрос о необходимости проведения ее масштабной модернизации.
Осуществление структурной перестройки российской экономики требует решения целого ряда приоритетных задач в области отраслевого и секторального развития. Прежде всего, в ближайшие годы предстоит обеспечить быстрый рост инновационного сектора, как за счет создания в России новых наукоемких производств на базе отечественных и импортных разработок последнего поколения, в том числе нано - и биотехнологий, так и наращивания потенциала существующих высокотехнологичных отраслей, включая атомную энергетику, авиационную и ракетно-космическую промышленность. К другим важнейшим задачам относятся формирование благоприятных условий для подъема малого и среднего предпринимательства; проведение всесторонней модернизации инфраструктурного комплекса; организация в традиционных отраслях экономики, в частности, металлургии, нефтехимии и лесной промышленности новых перерабатывающих производств, позволяющих выпускать готовую продукцию на базе отечествен¬ного сырья с более высокой добавленной стоимостью; основной вклад в развитие указанных секторов и отраслей в настоящее время вносит государство. Однако очевидно, что резкое ускорение процессов модернизации национального хозяйства возможно лишь при условии кардинального повышения инвестиционной активности отечественного бизнеса и многократного увеличения притока частного капитала в наиболее значимые для страны отрасли и сектора.
Как показал кризис, необходимым условием устойчивого развития отечественной экономики выступает последовательное укрепление позиций России в глобальных финансах, которое позволило бы обеспечить стабильный, независящий от состояния мировой конъюнктуры приток иностранных инвестиций, сократить объемы бегства капитала и в конечном итоге сформировать надежную ресурсную базу для долгосрочного инновационного роста страны. Решение этой задачи требует реализации широкого комплекса мер, направленных, в том числе на формирование МФЦ в Москве.
Одним из ключевых направлений, обеспечивающих реализацию этих задач, является укрепление и развитие экономического сотрудничества российского бизнеса с ЕС. ЕС уже является ключевым экономическим партнером. На его долю приходится большая часть внешнеторгового экспорта России. Именно поэтому отношениям России и ЕС необходимо придать стратегический статус и по форме, и по содержанию. Надо привести договорно-правовую базу отношений с ЕС в соответствии с новыми вызовами и потребностями развития внешнеэкономических связей. Товарооборот России со странами ЕС за 2009 год в суммарном объеме превысил 50% и составил 250 млрд. евро, оставив позади все другие государства мира. Таким образом, в настоящее время вполне очевидно, что российский и европейский бизнес при условии решения политико-правовых поблеем, мешающих развитию сотрудничества, потенциально в состоянии в ближайшие годы увеличить в разы объемы взаимных инвестиций. Здесь очень важно вхождение России в ВТО в ближайшее время и заключение нового стратегического соглашения между Россией и ЕС. Эти обстоятельства сами по себе явились бы главными аргументами в пользу строительства стабильного, прогнозируемого экономического взаимовыгодного стратегического партнерства на долгие годы.