домой 26 июня 00:03

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

Ежегодная налоговая конференция «Деофшоризация в России: практика применения закона о КИК и направления его совершенствования»

16 марта

Фотогалерея

Тезисы ыступления Президента РСПП на Ежегодной налоговой конференции

16 марта 2015 года в Москве в рамках Недели российского бизнеса прошла Ежегодная налоговая конференция РСПП, Данное мероприятие является эффективной возможностью сверить позиции бизнеса и государственных органов относительно нового законодательства, а также совместно определить возможные направления его дальнейшего усовершенствования.

Основной темой обсуждения стало т.н. антиофшорное законодательство, определяющее механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций.

Открыл конференцию Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он обозначил основные актуальные темы  налоговой повестки дня, среди которых необходимость замораживания налоговых условий, внесение изменений в закон о контролируемых иностранных компаниях, недопустимость введения новых налоговых сборов. Александр Шохин отметил, что за последнее время при участии РСПП было немало сделано в части ослабления налогового бремени для предпринимателей.

Также глава РСПП сообщил о необходимости перенести срок представления уведомлений об участии в иностранных организациях. Такую информацию налогоплательщики должны представить в налоговые органы к 1 апреля, но форма уведомления до сих пор не утверждена.

В свою очередь заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов сообщил, что на сегодняшний момент эта форма разработана ФНС, при этом компании могут столкнуться с ситуацией, при которой форма уведомления будет принята в конце марта, но в силу текущих требований законодательства компаниям придется предоставлять отчетность, даже если срок для ее подготовки окажется слишком коротким. С другой стороны, такая возможность не указывалась как единственно возможная. "Не исключено, что срок будет смещен", - сообщил Аракелов.

Отдельной темой для обсуждения стала нагрузка на бизнес и действия, которые могут способствовать ее снижению. Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что необходимо делать знаковые шаги в этом направлении в ближайшее время. Например, он предложил отказаться от контроля за трансфертным ценообразованием по внутренним операциям и взимания НДС с авансов. Относительно переноса сроков уведомления об участии в иностранных организациях Андрей Макаров также выразил мнение о необходимости синхронизации данного вопроса с готовящейся амнистией капитала. В заключение он отметил, что налоговые законы надо рассматривать не в кабинетах Минфина России, а в профильном Комитете Государственной Думы.

Также он остановился на вопросе целесообразности передачи функции администрирования страховых взносов ФНС, которая тормозится, в том числе, из-за незаинтересованности органов власти показывать общую фискальную нагрузку, так как международные налоговые рейтинги страны ухудшаться.

В работе конференции также приняли участие директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин, партнер налоговой и юридической практики EY Алексей Рябов, партнер налоговой и юридической практики EY Марина Белякова, заместитель председателя комитета РСПП по налоговой политике Андрей Тихоновский, партнер налоговой и юридической практики EY Ирина Быховская, руководитель проектов налоговой практики юридической фирмы "VEGAS LEX" Юрий Иванов, Партнер налоговой и юридической практики, Руководитель Глобальной практики EY по налоговой политике Кристофер Сангер, Партнер налоговой и юридической практики Филиппос Раптополус. Модератором дискуссии выступила Оксана Деревянко, руководитель департамента бизнес-программ телеканала "Russia Today".

Партнер EY Алексей Рябов представил результаты предварительного опроса, проведенного EY среди представителей крупных компаний, работающих в России. По мнению респондентов, основные недостатки антиофшорного законопроекта таковы: непонимание целей и долгосрочных тенденций развития данного законодательства, сложность формулировок и взаимосвязи норм, серьезная дополнительная административная нагрузка на бизнес. Для улучшения законопроекта необходимо разработать стимулы для осуществления иностранной деятельности из РФ, трактовать неясности в пользу налогоплательщика, исключить двойное налогообложение прибыли КИК, предусмотреть использование аудированной финансовой отчетности для расчета прибыли КИК, обеспечить обязательную увязку с амнистией капиталов  и многое другое.

Марина Белякова, партнер EY, отметила, что иностранные компании всегда рассматривались как буфер защиты собственников от рисков принадлежащих им бизнесов.  Теперь же многие преимущества иностранных структур уходят в прошлое, и они сами становятся новым фактором риска. При этом существуют налоговые барьеры для эффективного перевода активов в прямое владение российских физических лиц, в связи с чем, например, необходим временный мораторий на применение правил материальной выгоды в отношении сделок с ценными бумагами, введение норм «безналоговых» ликвидаций (передача активов по «исторической стоимости» без возникновения налоговых издержек для получателя). «Надо признать, что конструктивная работа по переходу в новую реальность осложнена целым рядом барьеров. Они касаются и законодательства, неопределенности в отношении правоприменительной практики» - отметила Марина Белякова.

В ходе интерактивного голосования участников конференции по вопросу о том, что вызывает наибольшие опасения в связи с новым режимом налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, наибольшее число голосов набрал вариант: «возможные претензии налоговых и правоохранительных органов за предыдущие периоды». Многих участников также волнует «возможность возбуждения уголовных дел в течение переходного периода».

В целом участники дискуссии согласились с тем, что, введение правил налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний является важным и необходимым этапом развития налоговой системы РФ, в том числе с учетом международных тенденций. В последние несколько лет многие страны мира борются за то, чтобы крупнейшие корпорации уплачивали, как они считают, «справедливую» долю совокупных налогов в их бюджеты. Вводятся комплексные меры противодействия структурам «двойного неналогообложения», создаются условия для большей прозрачности бизнеса и информационного обмена между государствами.

В то же время, введение новых правил в России является фундаментальным изменением существующего налогового режима, способным оказать существенное влияние на разные категории социальных и экономических групп в РФ, а также на экономику РФ в целом. Для того, чтобы их введение имело положительный долгосрочный эффект и не стимулировало бизнес к уходу в тень и поиску еще более сложных структур налогового планирования, требуется установление тесного и конструктивного диалога между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Как отметила Ирина Быховская, партнер EY, отдельные положения антиофшорного закона приводят бизнес к ситуациям, когда при отсутствии экономической прибыли по сделкам, налоговые обязательства в отношении контролируемых иностранных компаний, тем не менее, могут возникать. И это не результат применения правил трансфертного ценообразования, согласно которым требуется исчислять сумму налога, исходя из рыночных, а не фактических цен сделок. Безусловно, данная проблема должна быть адресована поправками к закону.

Выполнение положений антиофшорного закона в части подачи уведомлений об участии в иностранных компаниях (структурах без образования юридического лица), продолжила Ирина Быховская, связано с существенными практическими сложностями при сборе информации о косвенном участии в иностранных организациях для банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такие участники рынка на ежедневной основе в рамках своей торговой деятельности осуществляют сделки по купле-продаже миноритарных пакетов акций эмитентов, имеющих иностранные дочерние компании. При этом процент участия может быть недостаточным для получения у эмитента информации обо всей структуре его группы. При огромных трудозатратах на подготовку уведомлений такими участниками рынка практическая полезность полученной информации для налоговых органов не очевидна.

Начиная с марта 2014 г. РСПП активно участвовал в обсуждении законопроекта, предлагая целый ряд мер, учитывающих специфику деятельности и построения российского бизнеса и направленных на повышение эффективности нового режима налогообложения.

Некоторые из таких предложений были учтены при разработке Закона, однако вместе с тем действующая редакция содержит целый ряд как технических неточностей, так и концептуальных недостатков, снижающих эффективность нового режима налогообложения.

Даже в случае доработки норм законодательства и устранения существующих недостатков, в целом в результате введения нового режима налогообложения увеличивается нагрузка – как налоговая, так и административная - на физических и юридических лиц, являющихся контролирующими лицами для КИК. Чтобы эта нагрузка не воспринималась избыточной, необходимо максимальное количество разъяснений со стороны налоговых органов, а также введение возможности согласования позиций по наиболее сложным вопросам нового законодательства (налоговые рулинги).

Учитывая сложность такого нового режима налогообложения, особенно важным является переходный период становления правоприменительной практики. В этой связи следует особо подчеркнуть необходимость полноценного и безусловного освобождения налогоплательщиков как от налоговой, так и уголовной ответственности в течение такого переходного периода. В противном случае неизбежно возникающие в подобных случаях ситуации правовой неопределённости могут быть использованы в качестве инструмента давления на добросовестных налогоплательщиков.

Подводя итоги заседания, Президент РСПП Александр Шохин заявил, что предложения, выработанные на Налоговой конференции, будут инкорпорированы в решения Съезда РСПП, который состоится в рамках НРБ 19 марта.

Марина Белякова, Партнера EY: «Новый Закон: Влияние на собственников российского бизнеса»

Ирина Быховская, Партнера EY: «Нетривиальные задачи при выполнении требований Нового Закона компаниями финансового сектора»

Алексей Рябов, Партнер YE Россия: «Закон о КИК: Первые оценки бизнеса. Направления дальнейшего совершенствованиям»

Генеральный партнер
 

EY Logo

Партнер конференции
 

taxcom
nlmkFBK

© Комитет по налоговой политике

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100