домой 21 октября 08:16

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Комитеты и Комиссии

В РСПП прошло заседание подкомитета по транспорту и логистике Комитета по международному сотрудничеству

14 апреля

12  апреля  2017 года в РСПП состоялось   заседание подкомитета по транспорту и логистике  Комитета РСПП по международному сотрудничеству на тему «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний». Основная цель заседания - рассмотреть состояние портовой инфраструктуры для обеспечения экспортных поставок российских компаний, эффективность взаимодействия портов и российских компаний при международном сотрудничестве, потенциал роста эффективности экспортных цепей поставок и предлагаемые механизмы государственного регулирования портовой отрасли.

Заседание открыл Председатель подкомитета О.Н.Дунаев. В своем выступлении он отметил, что в условиях обсуждения и формирования Стратегии развития Российской Федерации на  2018–2024 гг., работа морских портов закладывает существенный фундамент в обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Портовая отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики: по итогам 2016 г. рост грузооборота составил 6,7%, перевалка экспортных грузов выросла на 5,3%, транзитных грузов - на 5,8%. За пять последних лет (2011-2016) мощности портовых перегрузочных комплексов выросли на 21%, грузооборот морских портов - на 27%, эффективность использования производственных мощностей увеличилась с 67% до 71% (процент загрузки).

С докладом «Результаты опроса грузоотправителей (РСПП) и состояние конкуренции в сфере перевалки грузов в морских портах России» выступил Ю.З.Саакян, Генеральный директор Института естественных монополий.  Опрос затронул  важные аспекты данной тематики: структуру и направления перевозок грузов из морских портов, оптимизацию транспортных затрат как основную причину заключения договоров на перевалку с несколькими портами, анализ наличия альтернативных транспортных цепочек и путей формирования транспортных маршрутов, анализ факторов, учитываемых при определении качества услуг в портах и т.д. А также отдельно было рассмотрено состояние конкуренции в сфере перевалки грузов в морских портах РФ.

Константин Головин, Консультант компании McKinsey&Company, выступил с докладом «Международный опыт инвестиций в портовую инфраструктуру». В своем выступлении Константин отметил, что в последние десятилетия активный рост международной торговли потребовал значительных инвестиций в портовую инфраструктуру, а недостаток бюджетных средств привел к либерализации рынка и перераспределению прав собственности в пользу частного бизнеса.  Наибольшее распространение получила модель Landlord, в которой операционной деятельностью занимаются частные компании, а основной способ привлечения частных инвестиций в портовую инфраструктуру – это государственно-частные партнерства (ГЧП).

С докладом «ПАО «НМТП» в логистической цепи поставок внешнеторговых грузов» выступил П.В.Соколов, первый заместитель Генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт». По итогам выступления было предложено принять предоставленные доводы ПАО «НМТП» о корректности тарифов на перевалку грузов в порту Новороссийск и, учитывая заявление ФАС РФ об отсутствии конкурентной среды на рынке стивидорных услуг, рекомендовать ФАС России провести дополнительные исследования рынка оказания услуг по перевалке грузов в портах, с учетом полного тарифа транспортно-логистических цепей доставки грузов в порт на условиях FOB.

В дискуссии приняли активное участие А.А.Горленко, В.Р.Ершов, А.Е.Борейко, О.М.Прексин, П.А.Исаев, С.Н.Евтушенко, В.И.Карасюк, А.Безбородов, М.И.Золотарев, Лойшнер Уве, В.Н.Эскин, которые отметили, что вызывает обеспокоенность попытка антимонопольного регулятора представить ситуацию в портах как неконкурентный рынок, а рост рублевого эквивалента портовых тарифов в результате девальвации рубля интерпретировать как целенаправленные действия стивидоров по повышению тарифов. Для большинства клиентов портов, являющихся участниками внешнеэкономических цепочек, номинирование тарифов в валюте является инструментом натурального хеджирования. Клиентам портов должна быть предоставлена возможность выбора валюты тарифа в диалоге со стивидором, а любая попытка искусственного навязывания тех или иных условий контрпродуктивна. Нестабильная институциональная среда мешает организации эффективных долгосрочных контрактов, снижает стимулы к инвестированию/модернизации, тормозит реализацию экспортного потенциала страны.  

Заслушав и обсудив представленные доклады и выступления о роли морских портов в осуществлении экспортных поставок российских компаний, участники заседания согласились с проектом Резолюции и договорились внести замечания и предложения в ее проект в недельный срок.

Для обеспечения интересов национальной экономики и бизнеса, согласно Резолюции целесообразными представляются следующие шаги: рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать меры государственного стимулирования развития дополнительных портовых мощностей с учетом потребностей грузоотправителей по снятию инфраструктурных ограничений на ближних и дальних подходах, повышению конкурентоспособности российской портовой инфраструктуры, развития глубоководных причалов, упрощению процедур оформления экспортно-импортных операций.

Участники заседания подчеркнули важность регулярного и открытого обсуждения вопросов взаимодействия и выработки практических решений, нацеленных на эффективную работу всех участков/звеньев цепей  экспортных поставок.

Презентации докладов прилагаются:

«Международный опыт инвестиций в портовую инфраструктуру», Константин Головин, Консультант компании Mckinsey&Company

«Результаты опроса грузоотправителей (РСПП) и состояние конкуренции в сфере перевалки грузов в морских портах России», Ю.З.Саакян, Генеральный директор Института естественных монополий

«ПАО «НМТП» в логистической цепи поставок внешнеторговых грузов», П.В.Соколов, Первый заместитель Генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт»

Документы:

© Комитет по международному сотрудничеству

Комитеты и комиссии РСПП

Rambler's Top100 Rambler's Top100