Энциклопедия устойчивого развития, цель № 9 — индустриализация, инновации и инфраструктура
9 Ноября
@ «Платформа Устойчивое развитие»

Миру предстоит полностью раскрыть этот потенциал. Желательно, к 2030 году.

БЕЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ — НИКУДА

Сегодня во многих развивающихся странах нехватка базовой инфраструктуры очевидна. Например, нестабильное или полностью отсутствующее электро-, водоснабжение, телефония, разбитые дороги. Но главное — в таких государствах крайне слабо развита промышленность. А она — мотор экономического роста. Поэтому, Цель № 9 ООН предполагает к 2030 году решить эти проблемы и увеличить вдвое долю промышленного производства в ВВП слаборазвитых стран.

Прежде всего, ставка делается на обрабатывающую промышленность. Каждое рабочее место в промышленной сфере создает еще два–три в смежных или сопутствующих отраслях экономики.

Пока проблема в том, что в разных странах развитие промышленности происходит неравномерно. В Европе и США, к примеру, объем условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности в расчете на душу населения — 4,5 тысячи долларов США, а в наименее развитых странах — всего 100 американских долларов. Существенно различается и степень развития агробизнеса. В развитых странах 98% сельскохозяйственной продукции проходит промышленную переработку, в то время как в странах «третьего мира» — лишь 30%.  

Беда и с инфраструктурой. В одной только Африке более 600 миллионов человек вообще живут без электричества, а почти 800 миллионов лишены доступа к чистой воде.

АФРИКЕ ПОМОГАЕТ КИТАЙ. С ВЫГОДОЙ ДЛЯ СЕБЯ

Большая часть инфраструктурных проектов в Африке стала возможна только при участии Китая. В 2000-2015 годах инвестиции КНР в африканские страны составили почти 100 миллиардов долларов. А в 2019 году председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Поднебесная выделит Черному континенту еще 60 миллиардов долларов в виде инвестиций, беспроцентных кредитов, льготных займов и т.д.

Один из крупнейших проектов последних лет — открытие в 2017 году железной дороги между столицей Кении Найроби и важным океанским портом Момбаса. 90% бюджета проекта (около трех с половиной миллиардов долларов) профинансировали китайские банки, а основным подрядчиком выступила China Road and Bridge Corporation.

Еще один проект — железная дорога Аддис-Абеба (Эфиопия)-Джибути на 760 километров. Строилась она с 2011 по 2018 годы на китайские кредиты, бюджет составил около четырех миллиардов долларов.

Инфраструктурные замыслы Китая в Африке не ограничиваются железными дорогами. Так, в Алжире была построена скоростная автомагистраль между западными и восточными границами страны. Объем инвестиций — 11 миллиардов долларов, две трети суммы профинансировал Китай. А в Анголе Международная китайская инвестиционная корпорация возвела рядом с Луандой новый город Киламба на полмиллиона жителей.

Реализуя амбициозные инфраструктурные проекты в Африке, Китай преследует свои цели. С одной стороны, КНР заинтересована в поставках сырья с африканского континента, с другой — в расширении рынка для продукции китайского производства и в усилении своего политического влияния. Кредиты Китай дает на жестких условиях: подрядчиками строительства выступают только китайские корпорации, поставка техники идет из Китая.

Выгода стран Африки также очевидна. Инфраструктурные проекты включают в экономическую жизнь регионы, ранее не принимавшие в ней участие. Растет экспорт, увеличивается приток валюты. Сотни тысяч местных жителей обретают стабильную работу. Плюс — миллионы африканцев благодаря поставкам из КНР недорогих товаров получают доступ к новому уровню комфорта.

ЛИВИЯ ПОМОГАЛА СЕБЕ САМА

В 1960-х годах в Ливии, в пустыне Сахара, было обнаружено четыре гигантских подземных водных резервуара. Исследования показали, что 35-ти тысяч кубических километров артезианской воды должно хватить на несколько тысяч лет.

В 1984 году ливийский лидер Муаммар Каддафи начал амбициозный проект «Великая рукотворная река» по освоению этих водных запасов. Сооружалась сеть водоводов, снабжающих безводные районы и северную индустриальную часть Ливии чистейшей питьевой водой из подземных резервуаров в южной части страны.

Эта огромная система труб и акведуков, включающая также более 1300 скважин глубиной свыше 500 метров, «поила» города Триполи, Бенгази, Сирт и другие, а также увеличивала площадь орошаемых пустынных земель. Транспортировалась вода по нескольким тысячам километров подземных труб. Ежедневный объем поставляемой воды составлял 6,5 миллионов кубометров.

Один «куб» такой воды с учётом всех затрат обходился Ливии в 35 центов, что сопоставимо со стоимостью кубометра холодной воды в крупных городах России.

К моменту начала боевых действий в Ливии проект «Великая рукотворная река» был практически реализован. Он обошелся в 25 миллиардов долларов. В 2008 году — признан Книгой рекордов Гиннеса крупнейшим в мире ирригационным проектом. А сам Каддафи назвал его «Восьмым чудом света». 

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ – ПО НОУТБУКУ

В начале 2000-х годов в Массачутском технологическом институте родился проект One Laptop Per Child (OLPC). Начинание ставило амбициозную цель — обеспечить доступ к современным компьютерным технологиям каждому ребёнку, вне зависимости от того, где он живет. Идейным вдохновителем проекта стал учёный с мировым именем и крупный предприниматель Никлас Негропонте.

 Вместе со своей командой он создал недорогой и удобный ноутбук XO-1, который предполагалось миллионами отправлять в развивающиеся страны и бесплатно раздавать школьникам. В 2005 году на Саммите по информационному обществу в Тунисе генеральный секретарь ООН Кофи Аннан представил этот ноутбук мировому сообществу.

За счёт использования операционной системы Linux стоимость изделия оказалась невысокой (около 100 долларов США). Конструкция экрана позволяет использовать ноутбук и в помещении, и на улице с одинаковой эффективностью. Интерфейс Sugar упрощает освоение компьютера «с нуля». Ноутбук защищен от ударов, потребляет очень мало электроэнергии (всего три ватта), а при отсутствии электричества может подзаряжаться механически, стоит лишь покрутить расположенную сбоку ручку. Устройство поддерживает работу в Mesh-сети, которая способна соединять ноутбуки между собой беспроводным образом без подключения к интернету.

В 2007-2010 годах создатели проекта продали около 10 миллионов XO-1 Аргентине, Бразилии, Ливии, Нигерии, Уганде и Уругваю.

А в 2010 году стартовал еще более масштабный проект по оснащению слаборазвитых стран компьютерной техникой. Инициаторами выступили такие мировые IT-компании как AMD, Chimei, eBay, Google, Marvell, News Corporation, Nortel, Red Hat и Quanta. В программе участвуют дети до 12 лет.

Поделитесь