Состоялось заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству
23 Ноября 2020 13:00:00

20 ноября 2020 года состоялось онлайн-заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству.

Обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» (проект № 973264-7 редакция ко второму чтению), организация взаимодействия бизнес-сообщества с ФСИН России в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам, проекты федеральных законов «О внесении изменений в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и закон РФ «О занятости населения в РФ» в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов», «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ».

Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что первый законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс в части регулирования различных форм дистанционной работы был призван обеспечить регулирование новых форм дистанционной работы, как постоянной, так и временной, комбинированной. Другим важным условием являлось то, чтобы законопроект не «зарегулировал» эти процессы, а создал возможность гибкого использования таких форм работы.

Эти пожелания были высказаны президенту РФ представителями бизнеса 21 октября на съезде РСПП, по которым были даны соответствующие поручения.

«Подготовленные ко второму чтению поправки существенно улучшили законопроект по сравнению с тем, который был принят в первом чтении, в том числе в части его сбалансированности между императивным и диспозитивным регулированием вопросов дистанционного труда. В частности, большинство вопросов, связанных с регулированием взаимодействия дистанционного работника и работодателя, регулированием режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника, законопроектом предлагается отнести на уровень локальных нормативных актов», - сказал Александр Шохин.

Он также подчеркнул, что бизнес заинтересован в создании прозрачного, эффективно функционирующего механизма трудоустройства инвалидов.

«РСПП считает, что модернизация должна предусматривать создание новых подходов к определению размера квоты для трудоустройства инвалидов. Так, по нашему мнению, квота должна основываться на реальных потребностях инвалидов в трудоустройстве и возможностях работодателей её выполнения, в том числе за счёт повышения гибкости форм выполнения квоты. РСПП многократно обращал внимание на необходимость внедрения в российское законодательство норм статьи 27 ратифицированной РФ Конвенции «О правах инвалидов» в части трудоустройства и обеспечения занятости инвалидов. Они предполагают наем инвалидов в государственном секторе и стимулирование найма инвалидов в частном секторе экономики», - сказал Александр Шохин.

Он объявил, что по предложению Минюста России в ходе заседания будут рассмотрены возможные направления взаимодействия компаний с исправительными центрами, подчиненными ФСИН, в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам.

«В таких центрах отбывают наказание лица, приговорённые к принудительным работам. Практика показывает, что такие работы относятся к самым низкооплачиваемым и низкоквалифицированным – уборка, ЖКХ, низкоквалифицированное строительство. При этом размер оплаты труда близок к минимальному. Учитывая, что саму работу предоставляют организации и индивидуальные предприниматели, расположенные на территории присутствия такого исправительного центра ФСИН России, на основании соответствующего договора с исправительным центром, существует необходимость организации взаимодействия работодателей с такими центрами ФСИН России. Необходимо будет проинформировать и наши отраслевые и региональные объединения о возможности взаимодействия компаний с ФСИН России в части обеспечения потребности в работниках из числа осужденных лиц», - подытожил Александр Шохин.

Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина в своем выступлении отметила, что разработка каких-либо мер по увеличению числа трудоустроенных инвалидов должна основываться на анализе сложившейся ситуации в данной области в зависимости от степени утраты трудоспособности и способности к передвижению, от вида нарушенной функции.

«По мнению ООР «РСПП», трудоустройство инвалидов (I и II группы), которые практически полностью утратили трудоспособность либо значительную её часть и нуждаются в специальных условиях, особом оснащении рабочего места и посторонней помощи, административными методами невозможно», - сказала Марина Москвина.

ООР «РСПП» считает, что в целом статья 13.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (введена по предложению Минтруда России в 2017 году), регулирующая вопросы осуществления сопровождения при содействии занятости инвалидов, требует глубокой переработки.

«Недопустимо наложение административной ответственности на работодателя за неисполнение неустановленных законодательством количественных и качественных требований по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов», - отметила Марина Москвина, излагая позицию РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

В заседании также приняли участие вице-президент РСПП Федор Прокопов, главный референт аппарата фракции «Единой России» в Госдуме Наталья Локтюхина, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова, генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России Андрей Хитров, старший менеджер по нормативно-правовому регулированию департамента персонала и организационного развития МХК «ЕвроХим» Алексей Перевозчиков, адвокат по трудовым спорам Павел Андреев, директор департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ Михаил Кирсанов, заместитель Министра юстиции РФ Евгений Леонидович Забарчук, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов ФСИН России Всеволод Львович Вуколов, заместитель Директора ФСИН России Анатолий Иванович Якунин, начальник Управления ФСИН России Владимир Витальевич Родионов и другие.

По резолюции по итогам заседания, в частности, отмечено, что Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнёрству не поддерживает подход Минтруда России к модернизации механизма трудоустройства инвалидов. Принято решение «направить предложения РСПП по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ (часть 2) в части отнесения расходов работодателя на организацию рабочих мест для инвалидов к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией и признаваемым при определении налога на прибыль организаций, в Минфин России».

В резолюции также отмечено, что Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнёрству не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях», подготовленный Минтрудом России, и указывает, что законопроект и действующая норма статьи 5.42 должны быть приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, по итогам заседания было решено принять к сведению информацию заместителя Министра юстиции РФ Евгения Леонидовича Забарчука и начальника Управления ФСИН России Владимира Витальевича Родионова по вопросу организации взаимодействия представителей бизнес-сообщества с ФСИН России в части привлечения к труду осужденных к принудительным работам и направить в отраслевые и региональные объединения-члены РСПП информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос о взаимодействии работодателей с ФСИН России в части возможного привлечения к труду осужденных к принудительным работам лиц, в том числе на предприятиях и в организациях, при строительстве крупных объектов, а также на работах по очистке Арктической зоны РФ от загрязнений.

Поделитесь