Эпидемия и изоляция ускорят цифровизацию
8 Апреля 2020 17:30
Осеевский Михаил Эдуардович
Член Правления РСПП, Вице-президент РСПП, Председатель Комитета по цифровой экономике, Президент ПАО «Ростелеком»

Президент «Ростелекома», член Правления РСПП, председатель Комитета РСПП по цифровой экономике Михаил Осеевский рассказал РБК о влиянии коронавируса на работу компании, росте нагрузки на сети из-за самоизоляции и отказе от отключения абонентов за долги.

«К счастью, у компании нет никаких долгов в валюте»

— Как пандемия COVID-19 отражается на «Ростелекоме»? Какие меры — краткосрочные или долгосрочные — вы принимаете?

— Обстановка драматическая. И мир, и Россия, и наша компания впервые столкнулись с такой угрозой. Очевидно, мировая экономика оказалась в мощнейшей рецессии. Она коснется всех без исключения.

Первоочередная задача — обеспечить стабильную работу в новых условиях, защитить сотрудников. Создан оперативный штаб из технических и ИТ-специалистов, который круглосуточно мониторит ситуацию и принимает меры. От работы нашей инфраструктуры во многом зависит жизнедеятельность страны. Как и другие операторы, видим, что трафик и нагрузка на сети растут. По итогам последних недель увидели рост общего интернет-трафика на 18%, в некоторых регионах — на 25%. Снижается трафик из офисов, что компенсирует рост трафика из домохозяйств. Мы обеспечиваем стабильный доступ к интернет-ресурсам, которые хостятся в России, в отечественных дата-центрах. Для внутреннего трафика есть солидный запас прочности. Одновременно принимаем оперативные меры по расширению пропускной способности в направлении важнейших европейских точек обмена трафиком, там выявилась такая потребность.

Находимся в активном взаимодействии с правительством, со штабом, созданным для борьбы с пандемией. Как системообразующая компания, постоянно получаем новые задачи. Например, за 24 часа была организована прямая линия в рамках проекта «стопкоронавирус.рф». В срочном порядке по заданию Минкомсвязи разрабатываются новые сервисы на портале госуслуг, например по помощи россиянам, которые возвращаются из зарубежных поездок.

— Как пришлось перестраивать работу компании?

— «Ростелеком» работает круглосуточно 365 дней в году, в любые праздники, включая ночь с 31 декабря на 1 января, когда отмечается пик нагрузки. Технические специалисты продолжают подключать услуги, выезжать на ремонты, работают операторы контакт-центров. Принимаем меры по защите сотрудников от инфекции. Внедряем цифровые технологии в работу инсталляторов — девять из десяти нарядов уже оформляются дистанционно — сотрудник получает задание на смартфон. Это минимизирует личное посещение объектов компании. Более 50 тыс. наших офисных сотрудников переведены на режим удаленной работы. В целом мы быстро приспособились.

— Что предлагаете клиентам в изоляции?

— Зафиксировали рост числа заявок на подключение высокоскоростного домашнего интернета на 22%, без которого работать удаленно и эффективно не получится. Решили увеличить доступную скорость интернета в домохозяйствах до максимально технически возможного уровня без дополнительной платы. Активно умощняем сети, где это необходимо. Не будем отключать доступ к услугам при возникновении текущей задолженности. Это важно для абонентов домашней телефонии, среди которых много возрастных людей, они, как правило, не пользуются онлайн-платежами.

Открыли бесплатный доступ к отечественным фильмам, сериалам, мультфильмам, детскому образовательному контенту в интерактивном ТВ и видеосервисе Wink. И сразу же увидели резкий, в восемь—десять раз, рост просмотра контента. Наша миссия сегодня заключается в том, чтобы люди, которые находятся дома не по своей воле, не чувствовали себя в информационной и даже культурной изоляции. Отменили концерты, закрыли театры и музеи — мы бесплатно транслируем лучшие телеканалы о культуре и искусстве.

— Для «Ростелекома» в условиях пандемии есть какие-то плюсы?

— Неправильно в текущей ситуации определять выигравших и проигравших. Наша компания работает не в изоляции. Люди теряют работу или находятся под угрозой ее потерять. Под ударом малый и средний бизнес, особенно в сфере услуг. Они все наши клиенты, настоящие или потенциальные. Меры, предложенные главой государства, безусловно, поддержат и людей, и малый бизнес. Мы со своей стороны решили не отключать в ближайший период малый и средний бизнес, если будет задержка в оплате счетов.

Но, с другой стороны, эпидемия и вынужденная изоляция ускорят цифровизацию в самом широком смысле слова. Технологии для удаленных работы и учебы, разного рода облачные решения для дистанционного взаимодействия, интернет-торговля, цифровые видеосервисы и многое другое получили мощный импульс, их использование резко расширилось. Эти сервисы уже навсегда останутся в нашей жизни.

Самое время напомнить о цифровой гигиене. Киберпреступники сейчас пытаются воспользоваться ситуацией и вклиниться в ИТ-решения для организации дистанционной работы. Наши службы в последнее время отмечают, что треть заказчиков сталкиваются с фишинговыми атаками с целью завладеть чувствительными личными данными. Мы помогаем с этими рисками справляться.

Полный текст интервью


Поделитесь