домой 23 августа 19:06

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Новости

Cостоялось расширенное заседание Комитета по энергетической политике и энергоэффективности на тему «О практике энергосбережения» 17 сентября

Участники дискуссии попытались оценить последствия принятия Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». Кроме того, по итогам дискуссии сформулированы предложения к позиции РСПП «О практике энергосбережения», которая будет рассмотрена на ближайшем заседании Правления РСПП

Открывая заседание, заместитель председателя Комитета РСПП Юрий Станкевич напомнил, что вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в основных стратегических документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу – основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития, а также в Указе Президента РФ от 4 июня 2008 года. Целевые ориентиры предусматривают снижение энергоемкости ВВП на 40 процентов. Неполный год, минувший с принятия базового федерального закона от 23 ноября 2009 г., тем не менее позволяет оценить эффективность предпринятых на федеральном уровне шагов. Один из тревожных факторов – нарушение сроков исполнения распоряжения Правительства № 1830 от 1 декабря 2009 г., в соответствии с которым должны быть принятые подзаконные акты (постановления), раскрывающие декларативные нормы упомянутого закона. Задача РСПП на данном этапе – внести рекомендации Правительству о корректировке проводимой политики с учетом мнения представителей компаний, занятых в реальном секторе экономики. Для этих целей Союз провел опрос предпринимателей (с его результатами участники заседания ознакомлены).

Председатель Подкомитета РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике Валентин Иванов отметил: для того, чтобы корректно говорить об экономии ресурсов, необходимо сначала наладить процедуру их учета. Он пояснил, что вся информация о ходе реализации положений закона и сопутствующих нормативных документов должна быть доступна для всех заинтересованных лиц. К такой информации относятся данные о начальном уровне потребления энергоресурсов, потерях и потребностях как в отдельных отраслях промышленности, сельского хозяйства, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, так и по областям, городам и районам. В настоящее время положение дел со сбором информации, ее проверкой и доступностью находится на неудовлетворительном уровне.

Одним из направлений государственной поддержки в области повышения энергетической эффективности является содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность. По мнению В.Иванова необходимо рассмотреть вопрос о создании на федеральном/региональном уровне механизма предварительного отбора проектов путем проведения научно-технической, инвестиционной экспертизы и выдачей экспертного заключения о научной обоснованности, технической реализуемости и коммерческой эффективности проекта. Наличие данного заключения, выданного уполномоченным органом, окажет содействие разработчикам проектов в привлечении инвесторов и финансирования.

Участники заседания пришли к выводу, что процессы энергосбережения «буксуют» в том числе и из-за отсутствия Государственной программы энергосбережения на период до 2020 года. Каким образом регионы могут написать свои программы без федеральной, без понятных методических указаний? - недоумевал генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. Сегодня для России актуальна не столько энергоэффективность, которая выражает скорее социальную, а не экономическую категорию, сколько энергосбережение, в котором на сегодняшний день, к сожалению, не заинтересованы ни промышленный сектор, ни граждане.

О ситуации, складывающейся в регионах, рассказал Евгений Мартынов, директор Центра энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан. Имеется опыт некоторых субъектов, где удалось добиться снижения энергоемкости на 45 процентов. Вместе с тем, политика федеральных властей по перераспределению доходов субъектов в пользу центра сокращает возможности применения стимулирующих мер на местах (напр., в виде льготного кредитования, налоговых преференций).

В любом случае начинать энергосберегающую политику на предприятиях необходимо с проведения энергоаудита. Энергетическое обследование и последующая реализация рекомендуемых мероприятий, в первую очередь, должны проводиться на предприятиях с государственным участием. Частные компании делают это в соответствии со своими планами, программами и возможностями, в добровольном порядке. Виталий Бушуев добавил: для того, чтобы энергоаудит был эффективным, он должен являться частью общего аудита предприятия.

На заседании присутствовали представители ОАО «Газпром нефть», ОАО «Татнефть», ООО «Мечел-Энерго», ООО «НЛМК» и других компаний, которые затронули тему государственной поддержки энергосберегающих мероприятий в отраслях экономики с высокой долей затрат на энергию в себестоимости продукции. В качестве предложений к неоднократно обсуждавшимся, но не принятым до сих пор механизмам прозвучали: возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, предоставление инвестиционного налогового кредита, полученного для повышения энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, бюджетное софинансирование, субсидирование или льготное бюджетное кредитование, применение пониженной налоговой ставки, тарифное стимулирование, льготный порядок технологического присоединения, введение антимонопольных ограничений. Директор по стратегии и региональной политике Южного инженерного центра энергетики Владимир Голубин также обозначил проблему взаимоотношений с таможенными правилами, когда дело касается импортного энергосберегающего оборудования.

Вопрос инвестиций в энергоэффективность стал основным в выступлении начальника управления ОАО «Газпром нефть» Владимира Котеленца. По его мнению «время кредитов закончилось и настало время инвестиций, которые придут туда, где есть инновации».

По итогам обсуждения в целом одобрен проект позиции, которую Правление РСПП намерено рассмотреть на заседании 13 октября с.г.
 

© Комитет по энергетической политике и энергоэффективности

Rambler's Top100 Rambler's Top100
11111